Великий упадок: ученые назвали еще одну причину гибели мощных империй бронзового века

Несколько тысяч лет назад мир кардинально изменился, и историки не знают наверняка, почему

10 августа 2022
Руины Кносского дворца на Крите
Peter Martin Rhind / Alamy

Причиной заката цивилизаций Ближнего Востока и Восточного Средиземноморья в бронзовом веке могла стать эпидемия чумы. При этом ее штаммы существенно отличались от средневековой заразы, которая опустошила большую часть Европы.

При переходе к железному веку сильнее всего пострадали Ближний Восток и Восточное Средиземноморье. Глобальные перемены отразились на общественном укладе, принесли упадок многих культурных традиций, например письменности, были разрушены крупные города и погибли даже целые государства.

Но причины этого грандиозного коллапса до сих пор не ясны историкам. Как правило, ученые приводят целый комплекс факторов, среди которых тектоническая активность, изменение климата, набеги кочевников, кризис государственности и многие другие.

Ранее международная группа исследователей обнаружила, что несколько тысяч лет назад население главных цивилизаций бронзового века — Древнего Египетского царства и Аккадской империи — значительно сократилось. Ранее считалось, что к демографическому кризису привело изменение климата. В новом исследовании ученые нашли еще один фактор — эпидемии.

В основе работы лежит анализ останков из критской пещеры Хагиос Хараламбос. Археологический памятник уникален тем, что содержит множество хорошо сохранившихся останков людей, которые датируются 2290—1909 годами до нашей эры, то есть именно периодом бронзового века.

Карта показывает, где именно бушевали чума и тиф в бронзовом веке, а также расположение пещеры Хагиос Хараламбос.
Current Biology

Помимо костей, ученые смогли проанализировать хорошо сохранившиеся зубы покойных, а также патогены в их организмах.

И в зубах древних жителей Крита были обнаружены ДНК бактерии Yersinia pestis — возбудителя чумы, а также патогена Salmonella enterica, который вызывает брюшной тиф. При этом штамм чумы существенно отличался от средневекового. Современных аналогов древней бактерии брюшного тифа ученые также не нашли.

Исследователи признаются: доподлинно узнать, сыграли ли эти эпидемии свою роковую роль в крушении цивилизаций бронзового века, нельзя. Но открытие позволяет учитывать и «медицинский» фактор.

Выводы исследования опубликованы в журнале Current Biology.