Уик-энд среди звезд: перспективы космического туризма

На туристические полеты скептически посматривают даже многие профессионалы от космонавтики. Однако именно космический туризм может вдохнуть жизнь в пилотируемую космонавтику, которая вот уже 60 лет существует больше для престижа, чем для пользы дела

Уик-энд среди звезд: перспективы космического туризма
В 2018 году Илон Маск отправил свой спорткар Roadster в космос на первой ракете-носителе сверхтяжелого класса Falcon-Heavy
SPACEX

В 1921 году Алексей Толстой писал роман «Аэлита», в котором инженер строит ракету и улетает с воюющей Земли. В том же году Андрей Платонов публикует «Лунную бомбу» об инженере, улетевшем в космос с помощью центробежной катапульты. Сто лет спустя эти сюжеты стали воплощаться.

Забава на сотни миллионов

Летом 2021 года в космос на собственных кораблях отправились сразу два миллиардера: основатель Virgin Group Ричард Брэнсон и богатейший человек мира Джеффри Безос, основатель Amazon.com. Хотя их полеты были короткими суборбитальными прыжками, они стали знаковыми для всех, кто мечтает отправиться в космос. Теперь это лишь вопрос денег, хотя и довольно больших.

По меркам большой космонавтики такие полеты — детская забава. Однако у Брэнсона еще десять лет назад купили сотни билетов по 250 тысяч долларов, а теперь, по неофициальным данным, цена вырастет почти вдвое. У Безоса в течение двух дней после полета было продано билетов на 100 миллионов долларов.

Спорный вопрос

Корабль Ричарда Брэнсона VSS Unity
запускается на высоте 15 км со специально разработанного двухфюзеляжного самолета-носителя. Перед стартом он напоминает лягушку-путешественницу. После сверхзвукового разгона и нескольких минут космической невесомости он в планирующем полете садится на взлетно-посадочную полосу космопорта «Америка».

Корабль Джеффри Безоса New Shepard
запускается одноступенчатой ракетой, от нее отделяется капсула с экипажем, которая сначала свободно падает, потом спускается на парашютах, а у земли срабатывают двигатели мягкой посадки. Разгонная ступень садится отдельно на собственном двигателе — этот трюк больше не монополия Илона Маска.

Дорогой недоносок

Пилотируемая космонавтика родилась 60 лет назад недоношенной. Гонка вооружений позволила сверхдержавам забрасывать на орбиту десятки тонн груза. Так почему бы не отправлять людей, рекламируя через это достижения своей политической системы? В остальном у пилотируемой космонавтики не было ни ясных целей, ни надежных технологий. Цивилизация была еще не готова осваивать космос.

Ученые сетуют, что космонавты отнимают средства у более продуктивных с точки зрения науки автоматов — межпланетных станций, космических телескопов, метеоспутников. И все же правительства решили выхаживать пилотируемую космонавтику, вершиной которой стала МКС — крупнейший в истории проект стоимостью более 150 миллиардов долларов.

Однако технологически пилотируемая космонавтика недалеко ушла от первых орбитальных станций, поскольку государства не блещут инновационностью и эффективностью. Зато расходы стали поистине космическими. Доставка килограмма груза на МКС стоит от 30 до 100 тысяч долларов, день работы астронавта — несколько миллионов. С такими ценами никаких рентабельных проектов быть не может.

В авиации полет стоит в 3–4 раза дороже топлива. В космонавтике — в тысячи раз. Хоть в космос летать и сложнее, но не настолько. Это бремя устаревших технологических и организационных решений. Полвека назад, приступая к созданию челноков «Спейс шаттл», в NASA ставили цель снизить стоимость вывода на орбиту до 100 долларов за килограмм. В итоге шаттлы стали самой дорогой в истории космической транспортной системой: каждый полет стоил полмиллиарда.

Корабль Ричарда Брэнсона VSS Unity приземляется в планирующем полете
VIRGIN GALACTIC

Спасительная конкуренция

Эффективность требует рыночной конкуренции. Как только ее допустили в космической отрасли, Илон Маск реализовал повторное использование ступеней своих ракет, снизив себестоимость запусков втрое. Это можно было сделать лет сорок назад, но никто не был заинтересован. Маск создает колоссальный многоразовый Starship не только ради полуфантастических планов освоения Марса. Тяжелые ракеты снижают стоимость вывода на орбиту. И в прошлом году Илон Маск уже рассуждал о достижимости себестоимости 10 долларов за килограмм при условии полной загрузки ракет и частых стартов.

Снижение стоимости вывода даже до сотен долларов с соответствующим ростом трафика кардинально изменит пилотируемую космонавтику. Вместо нескольких человек при тех же затратах на орбите сможет жить около тысячи. Чем они будут заниматься?

Уик-энд среди звезд: перспективы космического туризма
Корабль Джеффри Безоса New Shepard стартует на разгонной ступени многоразового использования
BLUE ORIGIN

Туризм — двигатель прогресса

Космический отель — первый и самый очевидный бизнес, который должен появиться на орбите. Очередь из желающих слетать на МКС стоит даже при цене в десятки миллионов. А она может снизиться до цены сегодняшнего суборбитального полета. Многие выложат миллион, чтобы пожить на космической станции и опробовать всевозможные аттракционы — от спортивных игр в невесомости до выхода в открытый космос, а также познакомиться с работой технологических и научных команд.

Далее, в невесомости можно организовать киностудию. Хотя в фильмах обычно неплохо удается создавать иллюзию невесомости, но у таких в сотни миллионов может оказаться рентабельным отправить актеров и операторов на орбиту.

Очевиден и рекламный потенциал космического города. Его станет посещать состоятельная публика, оттуда постоянно будут идти видеотрансляции. Компании могут проводить там презентации, снимать рекламные ролики, разыгрывать туры для победителей промолотерей.

Именно индустрия туризма и развлечений неожиданно может оказаться мощным стимулом для развития пилотируемой космонавтики, и уже за ней потянутся другие направления, которые станут экономически оправданными в условиях активного космического трафика.

Место для жизни

Перспективная тема — космическая логистика. Тяжелые ракеты могут за один раз выводить в космос сотни аппаратов. А потом с помощью орбитальных буксиров с ионными двигателями их надо «развозить» по своим орбитам.

Такие буксиры уже разрабатываются, и им нужна база для обслуживания и заправки. Кстати, они же могут использоваться для расчистки околоземного пространства от космического мусора. Можно организовать на орбите ремонтный док для спутников, а также базу для исследования астероидов, с которой будут отправляться беспилотные аппараты, доставляющие образцы пород для последующего их изучения прямо на орбите.

С ростом разнообразия деятельности космическое поселение станет для кого-то просто привлекательным местом жизни. Сначала там смогут селиться только очень состоятельные люди. Но их кто-то должен обслуживать, и это обслуживание будет с «орбитальной наценкой». Станет формироваться рынок. Пойдут исследования по оптимизации и повышению автономности станции. Например, снабжать ее кислородом может быть выгоднее не с Земли, а с Луны — в составе реголита. Из него же можно получать алюминий для конструкционных нужд.

Так, отталкиваясь от космического туризма и снижая стоимость полетов за счет сверхтяжелых ракет, человечество может начать выходить за границы своей планеты. А там уже можно подумать и о Марсе.

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 8, октябрь 2021