Десять лет без челноков

8 июля 2011 года на орбиту в последний раз отправился «Спейс шаттл»

8 июля 2021
Десять лет без челноков
Посадка шаттла «Атлантис», 21 июля 2011 года
(NASA/Bill Ingalls)

8 июля 2011 года со стартовой площадки LC-39A, расположенной в Космическом центре имени Джона Кеннеди (штат Флорида), стартовал шаттл «Атлантис» с экипажем из четырех человек и оборудованием для Международной космической станции (МКС). Космический челнок вернулся на Землю через 13 дней. Этот полет стал 135-м по счету для американских шаттлов и последним в истории запусков этих многоразовых космических кораблей, которая началась 12 апреля 1981 года.

Пауза в развитии американской пилотируемой космонавтики растянулась почти на 10 лет, в течение которых астронавтов на орбиту доставляли российские корабли «Союз». В мае 2020 года свой первый пилотируемый полет к МКС с той же площадки LC-39A успешно совершил корабль Crew Dragon частной американской компании SpaceX.

В истории шаттлов было много ярких и трагических моментов. Некоторые из них — в подборке фотографий «Вокруг света».

Первым в космос отправился шаттл «Колумбия». 12 апреля 1981 года он доставил на орбиту астронавтов Джона Янга и Роберта Криппена. Первый в истории полет шаттла продолжался 2 дня 6 часов. К декабрю 1982 года шаттл «Колумбия» совершил еще четыре полета

Вторым в строй вошел шаттл «Челленджер», который совершил первый полет в апреле 1983 года. Продолжительность этой миссии составила 5 дней

Шаттл «Дискавери» начал полеты в космос в августе 1984 года. К тому моменту шаттлы «Колумбия» и «Челленджер» совершили 11 полетов

Шаттл «Атлантис» начал полеты в октябре 1985 года. В первой миссии челнок вывел на орбиту два военных спутника США

Первая трагедия в истории программы «Спейс шаттл» произошла 28 января 1986 года. Почти сразу после запуска внешний топливный бак шаттла «Челленджер» взорвался, а сам корабль разрушился из-за последовавших перегрузок

Все семь членов экипажа «Челленджера» погибли. Полеты челноков возобновились только в сентябре 1988 года.

Слева направо: Шэрон Маколифф, Грегори Джарвис, Джудит Резник, Фрэнсис Скоби, Роналд Макнейр, Майкл Смит, Элисон Онидзука

В апреле 1990 года шаттл «Дискавери» вывел в космос телескоп «Хаббл», который открыл новую эру в астрономических исследованиях. С 1993-го по 2009 год шаттлы четырежды летали к «Хабблу» для ремонта телескопа. Сейчас осуществить такую миссию невозможно

Пятый из челноков («Индевор») был впервые запущен в мае 1992 года. В той миссии астронавты установили новый разгонный блок на спутник Intelsat 603, который не был выведен на плановую геостационарную орбиту двумя годами ранее. Во время этого полета состоялся первый в истории выход в открытый космос трех человек одновременно

29 июня 1995 года шаттл впервые пристыковался к орбитальной станции «Мир». Тогда челнок «Атлантис» доставил на станцию российских космонавтов Анатолия Соловьева и Николая Бударина и забрал находившихся на станции Геннадия Стрекалова, Владимира Дежурова и Нормана Тагарда

В декабре 1998 года шаттлы начали использовать для вывода на орбиту модулей будущей Международной космической станции. В первой из миссий по сборке МКС шаттл «Индевор» доставил на орбиту американский модуль «Юнити» и пристыковал его к запущенному ранее с Байконура российскому модулю «Заря»

1 февраля 2003 год шаттл «Колумбия» разрушился при входе в атмосферу Земли, возвращаясь из своего 28-го полета. Причиной трагедии стало разрушение теплоизоляции на левой плоскости крыла во время взлета шаттла. Все семь членов экипажа корабля погибли.

Слева направо: Дэвид Браун, Рик Хасбанд, Лорел Кларк, Калпана Чавла, Майкл Андерсон, Уильям МакКул, Илан Рамон

После гибели «Колумбии» и ее экипажа оставшиеся три шаттла («Индевор», «Дискавери» и «Атлантис») совершили еще 22 полета в космос (21 к МКС и 1 к телескопу Хаббл).

На фото: шаттл «Индевор», пристыкованный к МКС, 23 мая 2011 года