Ученые открыли новый тип соединений в атмосфере — гидротриоксиды. Рассказываем, чем они опасны

Датские химики получили соединение, разложив другие вещества

31 мая 2022
Legion Media

Международная группа исследователей во главе со специалистами Копенгагенского университета открыла совершенно новый тип химических соединений. Гидротриоксиды оказались чрезвычайно реактивными, то есть легко вступающими в многочисленные химические реакции, а потому и особо опасными.

Давно известны пероксиды (перекись водорода есть в каждой аптечке) — сложные вещества с двумя атомами кислорода, что делает их легковоспламеняющимися, взрывоопасными и очень реакционноспособными. Их используют для промывания ран, в производстве отбеливающих паст, ракетного топлива, пероксиды есть и в воздухе.

Ученые предполагали, что в атмосфере должны быть и родственные перекисям триоксиды — соединения с тремя атомами кислорода. Это значит, что они еще более активно вступают в химические реакции и воспламеняются.

Команда проекта
University of Copenhagen

Исследователи смогли создать в лаборатории условия, максимально приближенные к атмосферным: с помощью установки по свободноструйному течению и чувствительных масс-спектрометров команда продемонстрировала, что в атмосфере происходит образование гидротриоксидов (ROOOH). В эксперименте их получили при разложении изопрена и диметилсульфида.

Изопрен — одно из самых часто выбрасываемых в атмосферу органических веществ. Его производят многие животные и растения, на его основе делают натуральный каучук. В воздухе около 1% изопрена превращается в гидротриоксиды.

По данным ученых, почти все химические соединения в атмосфере могут образовывать триоксиды. Они живут от нескольких минут до часов, вступая в реакции и образуя новые вещества. Предположительно, они могут проникать в мелкие частицы, рассеянные в воздухе.

«Скорее всего, они попадут в аэрозоли, где будут образовываться новые соединения с новыми эффектами, которые вредны при вдыхании, могут привести к респираторным и сердечно-сосудистым заболеваниям. Но для устранения этих потенциальных последствий для здоровья требуются дальнейшие исследования».

Также, по мнению авторов исследования, гидротриооксиды могут увеличивать объемы аэрозолей в атмосфере. Их количество влияет на тепловой баланс Земли: аэрозоли поглощают тепло и солнечный свет, не давая вернуть его обратно в космос, тем самым нагревая планету. Способствуют образованию облаков и усугубляют глобальное потепление.