Химическая закалка: ученые создали материал прочнее титана из древесных опилок

Метод можно использовать для безотходного производства

23 мая 2022
Химическая закалка: ученые создали материал прочнее титана из древесных опилок
Jurate Buiviene / Alamy

Ученые из Университета Британской Колумбии в Ванкувере создали сверхпрочный материала из химически обработанных древесных отходов.

Производство древесины нельзя назвать экологичным из-за огромного количества отходов, которые оказываются на свалках. Поэтому ученые ищут способ повторного использования продуктов лесопереработки. Так, канадским ученым удалось создать из продуктов лесной отрасли материал, который в пять раз прочнее титана.

Для этого химики научились растворять клейкий полимер древесины лигнин и разрушить волокна целлюлозы до ее мельчайших частиц,  нанофибрилл, с помощью растворителя — диметилацетамида.

Обработанная таким образом древесина больше не похожа на натуральную, однако обладает большей прочностью. Материал в ходе испытаний продемонстрировал большую устойчивость к образованию трещин, чем сплавы из нержавеющей стали или титана. Усиленная прочность получается благодаря характерным свойствам целлюлозы, в структуре которой проявляется так называемая водородная связь, считают ученые.

Кроме того, исследователи хотят использовать метод для получения изделий с заранее заданной прочностью.

Сколько будет стоить новая технология, пока неизвестно. Но метод уже зарекомендовал себя как надежный для производства в промышленных масштабах.

«Подход, очевидно, масштабируемый, это выведет технологию на новый уровень», — считает Стив Эйххорн из Бристольского университета.

Исследование опубликовано в издании New Scientist.