У кого нос лучше? Состязание нюхачей в мире природы

Обоняние, несомненно, играет важную роль в нашей жизни: благодаря ему мы можем определить качество продуктов, насладиться ароматом цветов, а порой и отыскать что-нибудь по запаху. Однако стоит признать, что наши обонятельные способности выглядят весьма посредственными на фоне многих других животных.

Нос на усах

Большинство насекомых улавливает запахи с помощью усиков, или антенн, на которых расположены микроскопические обонятельные сенсиллы. Чем больше сенсилл, тем лучше обоняние. Например, у пчел их до 6000. А вот у бабочки сатуринии полифем насчитывается аж 60 000 сенсилл.

У кого нос лучше? Состязание нюхачей в мире природы
Сатурния полифем, она же Antheraea polyphemus
Cropper / Alamy / Legion-Media

Действительно, если бы между животными проводились соревнования по обонянию, то бабочки вполне могли бы рассчитывать на первое место. Немецкий ученый Адольф Бутенандт, проводя опыты с европейским большим павлиньим глазом, был поражен тем, что самцы этой бабочки реагируют даже на единственную молекулу феромона самки.

В других экспериментах самец бабочки сатурнии луны, полагаясь на обоняние, находил самку, спрятанную за 11 километров от него. Самцам тутового шелкопряда достаточно концентрации 100 молекул феромона на 1 квадратный метр, чтобы найти самку.

Чудесный дар так различать запахи приносит бабочкам не только пользу, но и иногда становится их ахиллесовой пятой. В Австралии водится паук-шаровик, который научился изготавливать шарообразные приманки с запахом, весьма похожим на феромоны. Самцы ночных бабочек, учуяв влекущий их аромат, летят на верную смерть в объятия хищника.

Благодаря «носу» на усах другие насекомые ищут еду, различают «своих» и «чужих». Но их «нос» все-таки не способен конкурировать в чувствительности с «носом» бабочек.

Подводные нюхачи

В водной среде, где не всегда выручает зрение, хищниками при поисках пищи также приходится полагаться на обоняние. В этом деле особенно преуспели акулы. Наверняка многие читатели слышали, что морские хищницы способны почувствовать каплю крови за несколько километров и быстро по запаху отыскать жертву. спешим разочаровать: такое возможно лишь в кино. Установлено, что те самые капли крови акулы четко засекают на расстоянии около 400 метров. Это отличный результат, недостижимый для сотен других видов, но все же не столь масштабный, как заявляют любители мифов.

Белые акулы
www.chrisfallows.com / Caters News / Legion-Media

У акул под мордой есть ноздри со специальными рецепторными пластинами внутри. Сложные рецепторы на этих пластинах предназначены для улавливания запахов. Сигналы, зарегистрированные пластинами, поступают в мозг хищницы. Чтобы быстрее отыскать источник запаха, акула начинает лавировать, плыть против течения. Маневры позволяют ей определить границы своеобразного коридора, по которому движутся частицы крови.

Мозг акулы различает, какая из ноздрей быстрее уловила запах, и, соответственно, разворачивает хищницу в сторону его источника.

Почти все акулы используют обоняние только в воде. И только длиннокрылые акулы выныривают, чтобы понюхать воздух! Точнее они улавливают пузырьки воздуха, попадающие на рецепторы вместе с водой, и тем самым быстрее конкурентов отыскивают разлагающиеся туши.

Пернатые искатели

Птицы редко занимают почетные места в списках лучших ищеек-нюхачей, ведь, в отличие от собак, ищущих под завалами пострадавших или обнаруживающих в багаже опасные или запрещенные вещества, или свиней, прокладывающих носом дорогу к дорогим трюфелям, пернатые не состоят на службе у человека, да и наблюдения не давали поводов предполагать наличие у них развитого обоняния.  Но современные исследования заставляют взглянуть на птиц иначе. К примеру, знаменитая птица киви — живой символ Новой Зеландии — ищет червей и личинок, прячущихся под землей именно по запаху. Оказывается, нос помогает в поиске беспозвоночных куликам.

Птица киви
UIG / Legion-Media

К обладателям отличного обоняния стоит причислить еще и буревестников, кондоров, грифов-индеек. Последние на огромном расстоянии слышат запах падали, лежащей, например, под деревьями и не заметной с воздуха. Это дает им ощутимое преимущество перед другими падальщиками.

Современные орнитологи, изучая способности ориентации птиц по запахам, выяснили, что даже хорошо знакомые нам голуби при поиске дороги домой среди прочих факторов учитывают, чем пахнут родные места.

Длинный нос в помощь

Среди млекопитающих репутацию больших специалистов по запахам заслужили упомянутые ранее собаки, свиньи, крысы, а также лисы, кроты, барсуки. Перечень можно продолжать долго. Действительно, в жизни животных обоняние играет ключевую роль. Медведи, к примеру, рассчитывают на него при поиске корма. При помощи чуткого обоняния они находят съедобные коренья, вкусных и жирных личинок, выслеживают добычу. Особенно им нравится мясо с «душком». Поэтому они часто утаскивают в укромное место туши убитых животных и возвращаются к ним, когда мясо начнет портится. В данном случае нос нужен еще и для определения степени «готовности» блюда. Обоняние у медведей, по оценкам специалистов, в семь раз лучше, чем у собаки.

Чемпионом же среди млекопитающих в нашем умозрительном состязании «у кого нюх лучше» становятся слоны: они по запаху отличают представителей разных племен, находят еду, выбирают самок. Особенно впечатляет, как эти гиганты, втягивая ноздрями воздух, безошибочно идут к воде, даже если ее источник находится от них на расстоянии 20 километров! Согласно данным исследователей из Токийского университета (Япония), у слонов самое большое количество генов, связанных с обонянием, — 1948.