Только для элиты: зачем египетским мумиям вставляли золотые языки?

Археологи в Египте сделали новое открытие

29 ноября 2022
Золотой язык мумии
Министерство туризма и древностей Египта

Министерство туризма и древностей Египта сообщило о новом открытии археологов — в гробницах, которым может быть более двух тысяч лет, найдены мумии с драгоценным металлом во рту. Ученые предполагают, что использовать такой металл могли только для особых покойников. И золотые языки им нужны были для особого случая.

Некрополь Кевайсна, где ведутся раскопки, состоит из сотен древних захоронений. Но гробницы на разных уровнях относятся к разным историческим периодам. Точной датировки обнаруженных недавно мумий с золотом во рту ученые пока не называют. Но подобные традиции уже известны из другого места в Египте. В феврале 2021-го археологи нашли мумию с золотым языком под храмом Тапосирис Магна недалеко от бывшей столицы страны Александрии.

Тапосирис Магна означает «великая гробница Осириса». Именно этот бог считался повелителем подземного мира и судьей для душ умерших. По предположениям ученых, язык, сделанный из чистого золота, мог быть не просто мифологическим символом загробной жизни.

Египтяне верили, что с его помощью усопшие смогут поговорить с самим Осирисом, когда окажутся в его царстве мертвых. И возможно, выпросить милосердие к своей душе. Ученые считают, что при мумификации в данном случае настоящий язык человека удаляли, а в рот клали золотой.

Золотая стружка из гробниц
Министерство туризма и древностей Египта

Специалисты отмечают, что мумии очень плохо сохранились. Судить об их истории позволяют в основном только драгоценные и другие предметы. Кроме мумий с золотыми языками, в соседних гробницах были найдены тела, которые были полностью покрыты тонкими листами золота прямо под льняными полотнами, которые использовали для бальзамирования.

В других могилах с усопшими лежали обломки золотых предметов в виде насекомых и цветов лотоса, керамические ступы для процесса мумификации и погребальные украшения.

Все это, по словам специалистов, указывает на то, что гробницы принадлежали высокопоставленным людям. Покрывание тел сусальным золотом и другие золотые предметы были роскошью, которая предназначалась только для высшей элиты и приближенных к правителям Египта.

Посмотрите также на лицо единственной беременной мумии и защитные татуировки для будущих мам в Древнем Египте.