Стал кометой: что осталось от астероида Диморф после атаки НАСА

Кажется, человечество научилось сбивать с курса потенциально опасные камни

5 октября 2022
Стал кометой: что осталось от астероида Диморф после атаки НАСА
Столкновение Диморфа с зондом DART, 3D-иллюстрация.
Alejandro Miranda / Alamy

Международный наземный телескоп SOAR, расположенный в Чили и управляемый астрономическим центром NOIRLab (США), поймал на небосклоне необычную комету с хвостом почти в 10 тысяч километров. После детального анализа изображений, стало ясно, что это огромный след от столкновения астероида Диморф и зонда миссии DART. Мы рассказывали об этом проекте планетарной защиты, в котором НАСА тренируется сбивать небесные тела, потенциально угрожающие Земле.

26 сентября космический аппарат DART с камерами на борту врезался в Диморф — спутник более крупного астероида Дидима в 11 миллионах километров от Земли. Трансляцию момента столкновения показали в прямом эфире.

Диморф ничем не угрожал человечеству, но стал удобной мишенью для тренировки. Его орбита хорошо изучена и ее можно измерять с Земли. Ученые не пытались разрушить астероид, стояла задача изменить его траекторию.

Спустя два дня астрономы с помощью четырехметрового телескопа Southern Astrophysical Research (SOAR) сфотографировали шлейф, похожий на комету. Он состоял из обломков и пыли, выброшенных с поверхности астероида в момент, когда в него ударил DART. На снимках этот «хвост» под давлением солнечного излучения, по словам специалистов, мало чем отличался от хвоста кометы. Он растянулся на расстояние не менее 10 тысяч километров от точки удара.

Теперь начинается следующий этап работы миссии DART — наблюдения и анализ данных. Ученые планируют отслеживать с помощью телескопа в Чили, как развиваются последствия удара, еще на протяжении нескольких недель, а возможно, и месяцев.

Наблюдения, в которых задействованы обсерватории в разных концах света, помогут получить информацию о поверхности Диморфа, количестве, размере обломков, их скорости и площади распределения.

Затем команде миссии DART предстоит анализ собранных данных, чтобы можно было делать наиболее точные прогнозы — как поведет себя небесное тело, если оно угрожает Земле и будет сбито.