Врежется на скорости 6,6 км/с: зонд впервые попытается изменить траекторию астероида

NASA проверит на практике, можно ли «оттолкнуть» опасные астероиды от Земли

26 сентября 2022
Bill Ingalls/NASA/Alamy Live News

Миссия НАСА по перенаправлению двойничного астероида (DART) сегодня выходит на финишную прямую: ученые уже отправили космический зонд для удара по небесному телу Диморф. Это спутник астероида Дидим, оба объекта находятся на расстоянии 11 миллионов километров от Земли.

По заверениям специалистов, нашей планете ничего не угрожает. Однако необходимо быть готовыми на случай возможной катастрофы. НАСА планирует транслировать столкновение в режиме онлайн.

По сути, это тренировка для уничтожения или сбивания с орбиты астероида, летящего к Земле. НАСА и Лаборатория прикладной физики Университета Джона Хопкинса выбрали идеальную для этой миссии бинарную систему астероидов.

Во-первых, ее относительно легко наблюдать с Земли. Во-вторых, Диморф постоянно проходит то перед Дидимом, то за ним, и астрономы уже точно знают, сколько времени ему требуется для полного оборота, а также яркость и другие признаки. Это позволит после столкновения точно определить, удалось ли удару DART изменить траекторию астероида.

Космический корабль должен врезаться в Диморф 26 сентября в 23:14 по Гринвичскому времени (в Москве будет 02:14 следующих суток). Читатели «Вокруг света» смогут наблюдать за этим в реальном времени, например, на YouTube-канале NASA.

Однако аппаратура космического агентства сможет показать только моменты до удара. Потому что камеры расположены на самом зонде, они будут передавать примерно по одному изображению в секунду, приближаясь к цели. И, конечно, в момент, когда DART врежется в астероид на скорости 6,6 км/с, перестанут работать.

Поэтому сам момент столкновения будут транслировать уже наземные телескопы проекта Virtual Telescope. Для этого они сотрудничают с двумя обсерваториями в Южной Африке, которые смогут показать в прямом эфире непосредственные последствия. Хотя изображение не будет таким подробным, как из космоса, но обещается, что можно будет увидеть яркую вспышку во время и после удара.

Для тех, кто все-таки захочет рассмотреть столкновение поближе, будут кадры, но позже. Для этого ученые миссии ранее запустили миниатюрный спутник-кубсат от коллег из Итальянского космического агентства, предназначенный для съемки астероидов. Он будет пролетать мимо места действия через три минуты и «посмотрит», что произошло.

Как отмечают в НАСА, ученые не нашли ни одного объекта, представляющего реальную угрозу для человеческой цивилизации. Поэтому в космическом агентстве решили потренироваться на «безобидных» астероидах системы Дидим — Диморф.