Сложились все звезды: у астрономов есть 13 лет, чтобы найти пригодную для жизни планету

Есть вероятность, что в системе Альфа Центавра существует Земля 2.0 с алмазами и резервуаром для хранения воды

15 марта 2022
Экзопланета в представлении художника
MasPix / Alamy

Исследователи дождались «окна возможностей»: в ближайшей к нам системе Альфа Центавра две звезды А и В разошлись достаточно далеко друг от друга, чтобы позволить рассмотреть и планеты.

Это событие совпадает с появлением у человечества достаточно мощных телескопов нового поколения: уже известного космического «Джеймса Уэбба» и наземного Чрезвычайно большого телескопа (Extremely Large Telescope), который только строится в Чили.

В звездной системе Альфа Центавра, которая всего в 4,36 световых лет от нас, три солнцеподобных звезды и как минимум три подтвержденные планеты, еще одна пока гипотетически существует. Ученые дали ей имя «α-Cen-Earth» и смоделировали ее возможный облик.

Слева Альфа Центавра и Бета Центавра
Alan Dyer / VWPics / Alamy

Эксперты описывают Землю 2.0 как геохимически похожую на нашу планету — богатую графитом и алмазами, с емкостью для хранения запасов воды в своих недрах, которые примерно равны земным.

Что касается различий, мантия изучаемой планеты, как ожидается, более примитивна и меньше, чем у Земли, а железное ядро больше. Геологически «α-Cen-Earth» спокойнее, возможно, без активного движения тектонических плит.

Так как звезды Альфа Центавра старше Солнца примерно на два миллиарда лет, то планеты, вероятно, тоже древнее нашей. Их ранняя атмосфера, согласно модели, была насыщена углекислым газом, метаном и водой, как и земная 3–4 миллиарда лет назад, когда на нашей планете и зарождалась жизнь.

По заявлениям астрономов, мы сможем узнать сразу о нескольких далеких каменистых планетах, вероятно, пригодных для жизни, с 2022-го по 2035 год. Сейчас ученые в ожидании первых наблюдений с телескопа «Джеймса Уэбба», который был запущен в конце декабря.

Астрономическая обсерватория в Чили должна заработать к концу десятилетия. Гигантский телескоп способен будет собирать больше света и делать изображения точнее, чем любой из существующих сегодня.