Зной, хаос и ливень из метеоритов: почему Земля перестала быть адом 4 миллиарда лет назад

Ученые выяснили чуть больше о самом первом периоде истории нашей планеты

5 марта 2022
Возможно, именно так выглядела Земля в свой «адский» период
MasPix / Alamy

Эту геологическую эру в западной традиции называют Аидом. Сравнение с царством мертвых не случайно: вероятно, тогда на молодую Землю постоянно падали метеориты, поверхность была расплавленной лавой, а атмосфера состояла из углекислого газа.

Но примерно четыре миллиарда лет назад планета выглядела удивительно пригодной для жизни. Для этого потребовалось каких-то нескольких сотен миллионов лет охлаждения. Оно произошло за счет потери парниковых газов — Земля «выдохнула», а влага конденсировалась и стала океанами. Главный вопрос — как именно планета избавилась от газов?

Увы, у геологов ничтожно мало материала для изучения тех событий. Поэтому любые гипотезы, которые выдвигают ученые, опираются в основном на косвенные доказательства. Исследователи из Йельского университета недавно выдвинули сценарий исчезновения CO2.

Система Земля–Луна, скорее всего, возникла в результате столкновения двух протопланет, одна из которых была размером примерно с Марс, а другая — примерно такой же массы, как сегодняшняя Земля. К той космической аварии, кстати, мог быть причастен и будущий Челябинский метеорит.

После столкновения массы летучих веществ и горных пород осели, а получившийся «бульон» постоянно подогревался ливнем огненных обломков из космоса.

К концу эпохи Аида — около 4 миллиардов лет назад — углеродный цикл, по-видимому, стабилизировал температуру до такой степени, чтобы на Земле смогла появиться жизнь.

Видимо, углерод из атмосферы мог раствориться в океанах, превратившись в твердые карбонаты, которые позже утонули и застряли в мантии. Но для этого нужны были магний и минерал пироксен. Последний, вероятно, заполнил жидкую расплавленную породу.

А уже после охлаждения, которое дало нам земную кору, состоящую из медленно движущихся плит, вся эта богатая магнием порода осталась далеко под нашими ногами.