Самая длинная шея: посмотрите на «китайского дракона», который бороздил моря 240 млн лет назад

Теперь палеонтологи разыскивают его родственников

26 февраля 2024

Marlene Donnelly via Earth and Environmental Science

В 2003 году в формации Гуанлин (провинция Гуйчжоу) обнаружили череп и три первых шейных позвонка морской рептилии Dinocephalosaurus orientalis. За последние 20 лет на юго-западе Китая находили и другие экземпляры, которые в конце концов позволили палеонтологам описать практически полный скелет удивительного «китайского дракона».

Фрагменты скелета Dinocephalosaurus orientalis хранятся в Институте палеонтологии и палеоантропологии позвоночных в Пекине и в Чжэцзянском музее естественной истории в Ханчжоу. Палеонтологи изучали их больше десяти лет и в результате описали в журнале Earth and Environmental Science причудливое и очень впечатляющее животное.

Шея этой морской рептилии напомнила исследователям змееподобное изображение драконов в китайской мифологии — она оказалась необычайно длинной и состояла из 32 позвонков. Диноцефалозавр напомнил исследователям танистрофея (Tanystropheus Hydroides), обнаруженного в Европе и Китае в период среднего триаса. В частности, у них оказались общие черты черепа, в том числе зубной ряд, напоминающий ловушку для рыб.

Earth and Environmental Science

Но диноцефалозавр явно отличался от танистрофея количеством позвонков — как в шейном, так и в других отделах. Кроме того, Dinocephalosaurus orientalis оказался живородящим, а не яйцекладущим, и был крайне хорошо приспособлен к океаническому образу жизни — об этом позволили судить его развитые плавниковые конечности.

Палеонтологи также обратили внимание, что внешне диноцефалозавр напоминает плезиозавров, ставших прототипами Лох-Несского чудовища. Но при ближайшем рассмотрении оказалось, что с этими вымершими пресмыкающимися у Dinocephalosaurus orientalis крайне мало общего.

Теперь ученые собираются продолжить работу, чтобы лучше узнать «китайского дракона», в частности, хотят уточнить функцию его необычайно длинной шеи. Не исключаем, что результаты дальнейших исследований станут одним из главных открытий о динозаврах этого года. А пока посмотрите, что замечательного о динозаврах узнали палеонтологи в 2023-м.