Проклятие разума: ген, отличающий людей от обезьян, связан с эпилепсией и шизофренией

Почему мы другие? Возможно, ученые скоро ответят на этот вопрос

30 августа 2022
vasa / Alamy

Нейробиологи из Йельского университета изучили область мозга, ответственную за человеческую идентичность и наше отличие от ближайших собратьев — дорсолатеральную префронтальную кору. При анализе у четырех видов приматов, включая человека, были обнаружены специфические только для людей клетки с геном FOXP2, который связан с речью, голосовым аппаратом, а также психоневрологическими заболеваниями.

По словам авторов исследования, на сегодня известно, что именно дорсолатеральная префронтальная кора, необходимая для познания, — основной элемент нашего развития, которое отличается от развития других приматов. Однако остается загадкой, что именно делает уникальной эту кору у homo sapiens.

Чтобы найти ответ, биологи решили сравнить клетки в этой области мозга у четырех разных приматов: взрослых людей, шимпанзе, мартышек и макак. Используя метод секвенирования РНК, они исследовали экспрессию генов сотен тысяч клеток.

Похожие по профилю экспрессии типы объединялись в группы, всего было выявлено 109 общих для приматов разновидностей клеток. Однако пять видов не были общими: часть из них обнаружилась только у человека и у шимпанзе. А часть только у людей: ими оказались микроглии — иммунные клетки центральной нервной системы.

Специфичные для человека микроглии, как выяснилось, существуют на протяжении всего развития и взрослой жизни — они призваны поддерживать нормальное функционирование мозга и ЦНС.

Важным отличием оказалось присутствие в них гена FOXP2, варианты которого могут быть связаны с такими состояниями, как вербальная диспраксия (трудности с речью), аутизм, эпилепсия, шизофрения. Команда обнаружила, что только у человека этот ген вызывает активность в микроглии.

Шаоцзе Ма

«FOXP2 интересовал многих ученых на протяжении десятилетий, но до сих пор мы понятия не имели, что делает его уникальным для человека по сравнению с другими видами приматов. Мы очень рады находкам FOXP2, потому что они открывают новые направления в изучении языка и болезней».

А тип микроглии, обнаруженный в человеческом мозгу, может представлять собой иммунный ответ на окружающую среду. Открытие ученых из Йеля дает больше подсказок для возможного ответа на вопрос, почему мы другие? Эта особенность делает нас людьми. Однако она же делает нас уязвимыми и восприимчивыми к нервно-психическим болезням, которых нет у других приматов.

Исследование опубликовано в журнале Science.