Это торнадо в мозге: российские ученые придумали, как диагностировать эпилепсию по ЭЭГ

Малоисследованный психический недуг, которым страдали Достоевский и Ван Гог, смогут выявлять за пять минут

6 августа 2022
Считается, что Ван Гог страдал эпилепсией, но споры о точном диагнозе живописца не утихают до сих пор.
PA Images / Alamy

Российские ученые из СПбГУ создали программу, которая позволит выявлять эпилепсию по результатам электроэнцефалографии (ЭЭГ). Алгоритм уже проходит доклинические испытания, предварительно разработчики оценили его точность в 80%. Результаты исследования опубликованы в журнале Scientific Reports.

Диагностировать эпилепсию не всегда удается вовремя, особенно когда во время припадков у пациента нет судорог, передает портал «Доктор Питер». К тому же приступы могут отличаться по симптоматике даже у одного конкретного человека. А предсказать припадки невозможно — они возникают из-за внезапного электрического разряда в нейронах головного мозга.

Медицинской науке сегодня известно, что предпосылками к появлению «болезни Юлия Цезаря» могут стать:

• черепно-мозговые травмы;

• генетические нарушения в структуре головного мозга;

• заболевания мозга, в том числе менингит, энцефалит, абсцесс;

• последствия инфекций;

• нарушения кровообращения в голове, кровоизлияния в головной мозг.

Развитие болезни подстегивают следующие факторы:

• постоянный стресс, эмоциональное перенапряжение;

• хроническое переутомление;

• резкая смена климатических условий.

Согласно одной из гипотез, эпилептические приступы рассматривают как экстремальное явление в живых системах.

— С математической точки зрения они сравнимы с такими экстремальными событиями, как тропические ливни или волны-убийцы в океане, которые тоже невозможно спрогнозировать, — отмечает ведущий научный сотрудник кафедры теоретической кибернетики СПбГУ Александр Храмов.

Ранее ученые описали признаки, по которым эпилептические припадки можно сравнить с цунами или торнадо. В первую очередь это усиление шума на ЭЭГ перед «эпилептическим разрядом», а также специфические распределения энергии электрической активности мозга. Так открылась возможность применить в диагностике математические методы — теорию экстремальных значений.

С помощью нее исследователи разработали искусственный интеллект, который поможет «увидеть» эпилептическую активность мозга на электроэнцефалограмме. Ранее создать его не удавалось — во многом из-за краткости приступов по сравнению с «нормальной» активностью.

— Электроэнцефалографию зачастую проводят несколько дней, а после этого врач сам, без помощи компьютера анализирует длинные записи ЭЭГ, что занимает не менее часа, поясняет Храмов.

Александр Храмов

С помощью нового алгоритма мы рассчитываем сократить это время до пяти минут.

Программу уже опробовали на результатах ЭЭГ 83 пациентов Национального медико-хирургического центра им. Пирогова. Сейчас нейросеть проходит доклинические испытания в этом же учреждении.

По материалам портала «Доктор Питер».