Приправа-суперфуд: 8 причин, почему на вашей кухне обязательно должна быть гвоздика

Это одна из самых популярных приправ в мире. А к одноименным цветам она отношения не имеет

15 сентября 2022
Anilkumar. T / Alamy

Тропическое вечнозеленое дерево Syzygium aromaticum, оно же гвоздичное дерево — вот откуда у нас эта пряность. По сути, каждая головка гвоздики в упаковке, это высушенная цветочная почка.

80% этого продукта производит Танзания. Цветет гвоздичное дерево дважды в год, поэтому дефицита приправы нет и стоит она недорого. Положительных свойств у этой специи немало. Итак, в чем польза и вред гвоздики для здоровья?

Много питательных веществ

Конечно, в больших количествах гвоздику мы употребляем редко, наша норма — два грамма в день (чайная ложка). Но все же: в 100 граммах этой пряности содержится марганца и железа больше, чем человеку нужно в сутки. Еще в ней много магния, кальция, меди. Кстати, треть каждого бутона — это клетчатка, а эфирных масел в нем — 20%.

Полезные антиоксиданты

В эфирном масле гвоздики содержится, в частности, эвгенол — это соединение, которое помогает организму бороться с воспалениями и инфекциями. Кроме того, доказано, что благодаря эвгенолу гвоздичное масло может снизить продолжительность приступов при эпилепсии.

Защищает от онкологии

Таким свойством гвоздика обладает благодаря органическим соединениям, в частности тому же эвгенолу. Так, одно из исследований подтвердило, что эвгенол может подавлять раковые клетки в молочной железе, а также способствует гибели клеток опухоли шейки матки.

Mike Goldwater / Alamy

Защищает от бактерий

Чем полезна гвоздика для организма? Ее цветки — источник одного из сильнейших природных антибиотиков: она может останавливать рост микроорганизмов. Известно, что она эффективна против кишечной палочки (наряду с маслом чайного дерева).

А еще гвоздику очень любят стоматологи — травяной экстракт назначают при гингивитах и стоматитах, чтобы уменьшить количество бактерий во рту.

Оздоравливает печень

И снова возвращаемся к эвгенолу, который умеет бороться с воспалением. Он умеет справляться и с циррозом печени. А помогают ему в этом другие фармакологически активные вещества, такие, как β-ситостерин и аскорбиновая кислота. Кроме того, защитные свойства гвоздичного масла могут замедлить развитие ожирения печени.

Помогает снизить уровень сахара в крови

Исследование изначально проводили на мышах с диабетом, но результаты порадовали: экстракт гвоздики нормализовал у них уровень сахара.

Ученые сделали вывод: полезные вещества, содержащиеся в гвоздике, увеличивают выработку инсулина, а также улучшают функцию клеток, отвечающих за этот процесс. Позднее эксперимент повторили на добровольцах и пришли к таким же результатам.

Formatoriginal / Alamy

Поддерживает здоровье костей

Полезные свойства гвоздики не ограничиваются уже перечисленными. Африканская специя способна положительно влиять на наш костный каркас. Это происходит за счет марганца — его в чайной ложке гвоздики порядка 30% от суточной нормы.

Марганец важен для здоровья костей, его дефицит грозит остеопорозом. Второй важный элемент — опять-таки эвгенол и его производные — он тоже помогает сохранить кости целыми.

Защищает от коронавируса

Результаты исследования опубликованы на bioRxiv и не еще прошли экспертную оценку, но ученые из Шанхайского университета утверждают: в гвоздичных соцветиях есть неизвестные ранее разновидности пектинов, которые подавляют размножение вирусов, в том числе SARS-CoV-2.

По словам исследователей, полисахариды гвоздичного экстракта в ходе эксперимента замедляли процесс формирования новых вирусных частиц в зараженных клетках на 99,9%.

Hawwa Qusimy / Stockimo / Alamy

Кому нельзя гвоздику

С осторожностью ее рекомендуют людям с гипертонией, а также с проблемами крови, потому что масло гвоздики замедляет активность тромбоцитов. Если вы принимаете кроворазжижающие препараты, то от приправы лучше отказаться.

Кроме того, нельзя наносить гвоздичное масло на ожоги, царапины, раны — это может спровоцировать аллергические реакции.

Обзоры других продуктов питания ищите на сайте «Вокруг света» по тегу #еда.