Потому и кусают: названы сорта мыла, которые привлекают к людям комаров

Энтомологи выяснили, как стать желанной добычей для маленького вампира и как отпугнуть хищника от своей кожи

12 мая 2023
Потому и кусают: названы сорта мыла, которые привлекают к людям комаров
Saurav Karki / Alamy

Исследователи из Политехнического института Вирджинии доказали, что использование для мытья разного вида мыла может сделать нас как более, так и менее привлекательными для комаров. На основании результатов исследования, опубликованного в iScience, авторы смогли приготовить отталкивающую смесь из компонентов мыла.

Каждый человек имеет уникальный профиль запаха. Он зависит от нашего образа жизни, здоровья, рациона, других факторов. И эти профили по-разному воспринимают окружающие нас существа, в том числе насекомые. Поэтому иногда можно заметить, что одного «счастливчика» комары кусают чаще, чем другого.

Под воздействием ароматизированных средств гигиены наш естественный профиль может меняться. До сих пор было неясно, влияют ли эти продукты на восприятие кровососущих насекомых, а именно, сказывается ли это на их способности различать нас и выбирать донора крови.

Ученые предположили, что растительные ароматы могут быть более привлекательны, так как комары питаются не только кровью, основа их рациона — растительный нектар. Поэтому, возможно, соответствующие отдушки могут сбивать их с толку.

К исследованию привлекли четырех добровольцев, взяли четыре популярные марки мыла и желтолихорадочных комаров Aedes aegypti. Используя газовую хроматографию-масс-спектрометрию, авторы определили, как изменялся индивидуальный запах после мытья каждым мылом. Для проверки реакции комаров, ученые использовали самок, которые недавно спарились, потому что кровью питаются только женские особи после спаривания.

Эксперименты показали, что мыло кардинально меняло уникальные профили запаха людей и влияло на предпочтения комаров, но сила эффекта отличается у разных людей. Однако есть и общие закономерности.

«Все марки содержат лимонен — известный репеллент, но три из четырех все равно увеличивали привлекательность для комаров. А мытье „натуральным мылом“, как правило, отпугивало комаров. Я бы, например, выбрал мыло с кокосовым ароматом, если бы хотел уменьшить привлекательность для насекомых», — рассказывает нейроэтолог Клеман Винаугер.

Как отпугнуть комаров запахом мыла: выводы ученых

Перед покупкой посмотрите на состав продукта. Вот привлекательные запахи для насекомых:

• лилиал — ландыш;

• α-изометилионон — фиалка или ирис;

• аллилгептаноат — тропические фрукты (используется в парфюмерии для имитации запаха ананаса;

• 4-трет-бутилциклогексилацетат — цветочно-древесный запах.

А вот такое «амбре» заставит кровососущих держаться подальше:

• химикат с ароматом кокоса;

• органическое соединение бензилбензоат (содержится в аромате цветов и используется для избавления от чесотки и вшей);

• γ-неалактон — аромат арбуза;

• бензальдегид — в составе мыла отвечает за миндаль.