Найден способ заставить комаров не взрослеть. Зачем это нужно ученым?

Насекомых оставят «вечными детьми»

19 июня 2022
Найден способ заставить комаров не взрослеть. Зачем это нужно ученым?
blickwinkel / Alamy

Генетики вывели комаров, которые не способны взрослеть и размножаться. Таким образом, насекомые перестанут распространять опасные инфекций.

Энтомологи Калифорнийского университета в Риверсайде попытались контролировать популяцию кровососущих, изучая процесс воздействия экдизона — стероидного гормона, который влияет на линьку и метаморфозы насекомых и членистоногих.

Долгое время считалось, что этот гормон может свободно проникать сквозь мембраны клеток. Однако несколько лет назад исследователь Наоки Яманака и его коллеги доказали, что ключевую роль в этом процессе играют транспортные белки, так называемые импортеры экдизона (EcI). То есть линька и развитие насекомого напрямую зависели от работы этих белков-переносчиков.

Наоки Яманака выяснил, что у дрозофил присутствуют четыре белка EcI, которые включаются на разных стадиях жизни насекомого. Если заблокировать работу этих белков, это никак не повлияет на развитие мух, чего не скажешь о комарах, которые имеют только по три белка EcI. Теоретически «выключение» позволит контролировать популяции опасных переносчиков, не влияя на других насекомых.

В перспективе открытие позволит генетикам создать точечный инструмент обезвреживания комаров, который будет безвреден для других насекомых и опылителей.

«Мы можем разработать химические вещества, которые блокируют выработку экдизона, не влияя на работу транспортных белков, которые также важны для других насекомых. Вероятность побочных эффектов будет низкой».

Сейчас команда в сотрудничестве с другими учеными пытается найти аналогичный механизм транспортировки гормонов у людей и животных.

Ученые и раньше разрабатывали методы снижения популяций опасных комаров. Так, недавно исследователь из Университета Южной Флориды создал приложение для уничтожения переносчиков малярии.

По материалам, опубликованным в Science Daily.