Популяция в опасности: что грозит крупнейшему сухопутному животному Антарктиды?

Эндемик ледяного континента может не выжить

4 июля 2022
Black Sea Images / Alamy
Wikimedia
X80001

Антарктические зимы не отличаются комфортным климатом для живых существ, однако крошечному бескрылому комару Belgica antarctica удалось перехитрить суровую природу. За десятки миллионов лет комары отточили свой навык выживания до настоящего искусства. Так, насекомое стало единственным представителем своей группы и крупнейшим полностью сухопутным животным Антарктики.

Но теперь эти исключительные морозостойкие способности могут, наоборот, сгубить насекомых из-за новых превратностей судьбы — глобального потепления.

Недавно группа исследователей из США, Великобритании и Южной Африки изучила, как теплые зимы влияют на выход насекомого из морозной комы. Во время заморозки комар буквально высыхает, теряя около трех четвертей влаги, однако биологические структуры организма остаются целыми.

Чтобы выяснить, какое влияние потепление окажет на Belgica antarctica, исследователи собрали личинок комаров в окрестностях станции на острове Анверс, что на северо-западе Антарктического полуострова. Живые образцы были отправлены в лабораторию, где провели шесть месяцев в разных температурных условиях: от -5 градусов до -1 градуса по Цельсию.

Выяснилось, что даже небольшая разница температур сильно повлияла на выживаемость личинок. Чем теплее было, тем меньше личинок смогло вернуться к жизни. Помимо этого, насекомые лучше сохраняли запасы жира и белка при более низких температурах.

Исследователи пока затрудняются сказать, каким образом рост температуры окажет влияние на всю популяцию в долгосрочной перспективе. Но чем более резким будет переход к лету, тем сильнее это отразится на эндемике.

К слову, пока рано переживать за судьбу последнего наземного представителя Белого континента. «Глобальное лето», если оно все же наступит на планете, непременно сократит зиму, что даст насекомым больше времени для накопления энергии.

Исследование опубликовано в журнале Functional Ecology.