Проблемы с желудком, прием антибиотиков, планирование беременности — в жизни каждого из нас может наступить такой момент, когда от алкоголя нужно отказаться. И многих это пугает: а как же теперь проводить пятничные вечера, как встречаться с друзьями и праздновать дни рождения? Как, в конце концов, быть с пастой в ресторане, к которой обычно вы заказывали бокальчик красного?
Психотерапевт Жанетт Ху объясняет: человеческий мозг так быстро привыкает к алкоголю как единственному источнику радости, что мы испытываем недоумение, когда спиртное требуется чем-то заменить.
Вторая натура
Если не делать автоматически большинство повседневных вещей, к концу дня мы бы буквально валились с ног. Почистить зубы, сказать «здравствуйте» и «спасибо», запереть за собой дверь на ключ — все эти микродействия мы выполняем, не задумываясь, что позволяет мозгу экономить энергию.
Привычка состоит из трех компонентов: сигнала, действия и награды. Сигнал — это любой вид стимула, который подсказывает мозгу, что нужно предпринять определенные действия, чтобы получить удовольствие. Если повторять этот цикл регулярно, формируется привычка, и действие становится автоматическим.
Топливом этой автоматизации становится желание, предвосхищение награды. Когда наш мозг учится связывать сигнал с вознаграждением, мы начинаем его предвкушать. В зависимости от того, насколько желанна награда, мы можем испытать более или менее сильное разочарование, если что-то пойдет не так.
Ежевичный сок и обезьяны
Избавиться от привычки порой бывает непросто. В 1990-х годах группа ученых Массачусетского технологического института обучила нескольких обезьян связывать яркие фигуры, появляющиеся на экране компьютера, с вознаграждением в виде ежевичного сока. Животные должны были коснуться рычага, чтобы затем получить сладкое угощение.
Вскоре обезьяны научились предвкушать лакомство. Затем ученые начали разбавлять сок водой — и обратили внимание на то, что испытуемые были явно недовольны переменами и выглядели подавленными. Радость от предвкушения превратилась в разочарование.
«Точно такой же процесс происходит в мозгу пьющего человека, когда он учится связывать кайф от алкоголя с сигналом — таким, как, например, вечер пятницы. — объясняет Жанетт Ху. — Если же выпивки не случилось, мы испытываем разочарование».
Желание и жадность
При этом желание и жадность, которые ученые считают драйверами эволюции, в случае с выпивкой на руку нам не играет.
Дело в том, что когда мы сильно чего-то хотим, привлекательность альтернативных занятий резко падает — на наших глазах как будто шоры. Мы буквально не видим других вариантов получения награды. Так, в ходе описанного выше эксперимента обезьяны совершенно забыли о бананах в другом углу комнаты, играх и развлечениях — они не отходили от монитора в напряженном ожидании ежевичного сока.
Мир как будто стал бесцветным фоном — и то же самое происходит с мозгом человека, привыкшего к выпивке.
«Подобно обезьяне, которая не видит ничего, кроме ежевичного сока, человек может не замечать другие источники веселья, — объясняет психотерапевт. — „Сосредоточься на том, что работает“ — это хорошая стратегия, которая помогает выживанию и экономит энергию. Однако туннельное зрение держит обезьяну у монитора, а человек попадает в зависимость от спиртного».
Если вы задумались об отказе от алкоголя, возможно, стоит обратить внимание на редкий китайский чай: знатоки утверждают, что от некоторых сортов можно опьянеть.