Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

От «присяжных бабок» до женских консультаций: краткая история родов на Руси, в России и Советском Союзе

Рассказываем, кого брали в повитухи, почему рожали в холодной избе и когда появился первый роддом для женщин всех сословий

8 мая 2023Обсудить
От «присяжных бабок» до женских консультаций: краткая история родов на Руси, в России и Советском Союзе
Марк Шагал, «Материнство» (1913 г.)

Сегодня все большую популярность у женщин приобретают роды на дому — без врачей, но с доулой — так теперь называют персональную акушерку. При этом иногда одерживает верх стереотип о том, что если в старину «в поле рожали», значит, и сейчас можно обойтись без присутствия профессиональных медработников.

Правда ли, что до XX века миллиарды женщин обходились без всякой медицинской помощи, коллегам из редакции портала «Доктор Питер» рассказала кандидат медицинских наук Ольга Уланкина.

Шевелится — значит, беременна

Первым признаком беременности для большинства женщин становилось отсутствие «женских немощей» — задержка. Разумеется, никто не думал о том, что она может быть связана с проблемами со здоровьем — в мемуарах дворянок, написанных в XVII веке, можно встретить истории о том, как исхода родов ждали от года до 15 лет.

Тошноту, сонливость, «омерзение от яств» и «прибавление брюха» также считали недостоверными признаками. Самым верным знаком считалось шевеление плода — от этого момента и высчитывали дату разрешения от бремени.

От «присяжных бабок» до женских консультаций: краткая история родов на Руси, в России и Советском Союзе
Кирилл Лемох, «Новое знакомство» (1885 г.)
Источник:
Wikipedia

Под присмотром повивальных бабок

В XVI веке и почти до начала XX столетия женщины, независимо от того, были они крестьянками или дворянками, рожали дома под надзором повивальных бабок.

Так, в XVI веке «Домострой» установил, что на родах не должны присутствовать мужчины, а с будущей матерью должны оставаться старшие родственницы и повитухи или повивальные бабки («повивать» означает «принимать младенца»).

В деревнях повитухами становились пожилые женщины без «месячных очищений» — иными словами, с менопаузой. Конечно, никакого медицинского образования у них не было.

Избу для родов готовили особо — считалось, что печь топить не нужно, чтобы жар не мешал родам. Перед иконами зажигали свечи. Родильный набор был довольно аскетичным: свежее коровье молоко, ножницы для обрезания пуповины, чистая вода, в которой обмывали младенца, подслащенное вино, которое давали обессилевшей роженице.

Будущую мать одевали в чистую рубаху, поили святой водой и водили под руки по избе, чтобы облегчить процесс. Если роды затягивались, читали молитвы. Когда ребенок появлялся на свет, его обмывали, пуповину перевязывали льняными нитками, пряжей или волосами матери. Повивальная бабка также парила новоиспеченную мать. Вышедшую плаценту промывали, заматывали в тряпки и закапывали в землю.

«Бабичьи школы»

Только в XIX веке в России возникли первые медицинские школы, но врачам не разрешали осматривать рожениц, если в комнате не присутствовала повитуха. Тех, кто правило нарушил, могли судить.

От «присяжных бабок» до женских консультаций: краткая история родов на Руси, в России и Советском Союзе
Источник:
Historic Images / Alamy

В 1754 году Сенат выпустил указ «О порядочном учреждении бабичьева дела в пользу общества», и спустя несколько лет в Москве и Петербурге открылись «бабичьи школы», где обучали «присяжных бабок» — по сути, это были повитухи, получившие образование. Постепенно их начали называть акушерками.

В Повивальный институт принимали женщин от 20 до 45 лет, независимо от происхождения. Единственное требование — кандидатки должны были быть «уважаемыми и высоконравственными».

Кстати, первым учебником по акушерству и педиатрии на русском языке стала книга «Искусство повивания, или наука о бабичьем деле», которую в 1784–1786 годах написал Нестор Амбодик-Максимович. Профессор считается основоположником традиций русского акушерства.

Выпускницы Повивального института клялись на Библии, что днем и ночью немедленно придет на помощь роженице. В присяге они обещали в случае мучительных родов «к муке напрасно не склонять и не принуждать, а с терпеливостью ожидать настоящего времени, притом же бранливых слов, клятв, пьянства, непристойных шуток и неучтивых речей и прочего совершенно удерживаться».

Первые роддома

В конце XVIII века Екатерина II издала указ об открытии родильных домов. И в Москве, и в Петербурге роддома открывали при воспитательных домах, чтобы там могли родить бедные женщины и те, кто прятал беременность от близких. Младенцев оставляли там же. Вплоть до 1882 года младенцев, рожденных в таких учреждениях, забирать домой было запрещено.

От «присяжных бабок» до женских консультаций: краткая история родов на Руси, в России и Советском Союзе
Николай Ярошенко, «Выгнали» (1883 г.)

Первый роддом для рожениц всех сословий открыли в Петербурге на Васильевском острове в 1904 году. Роддом не был заурядной больницей, на его базе работал Императорский клинический акушерско-гинекологический институт. Кстати, именно там в августе 1904-го родился царевич Алексей, сын последнего русского императора.

Однако, несмотря на развитие медицины, повлиять на статистику смертности в начале XX веке еще не удавалось: женщины продолжали умирать от сепсиса — заражения крови, из 1000 детей не доживали до года 270.

Женские консультации

Первая женская консультация появилась в Москве в 1925 году, в 1940-м их было больше четырех тысяч, а в 1973-м — уже около 10 тысяч.

От «присяжных бабок» до женских консультаций: краткая история родов на Руси, в России и Советском Союзе
Татьяна Гиппиус, «В роддоме» (1939 г.)

К началу 60-х в стране была выстроена система специализированной акушерской помощи, включающая в себя женские консультации и ведение беременности, госпитализацию в случае осложнений вынашивания и направление женщин в роддома.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения