Осторожно, злой хомяк: ученые случайно вывели агрессивных грызунов

Возможно, этот эксперимент поможет людям с психическими проблемами

24 мая 2022Обсудить
Осторожно, злой хомяк: ученые случайно вывели агрессивных грызунов
Nathan Hornby / Alamy

Система редактирования генома CRISPR, как известно, позволяет исправлять последовательности генов, лечить наследственные заболевания и находить средства от болезней. С помощью этой технологии можно также повлиять на поведение особей, что и сделали американские генетики.

В ходе опытов ученые «выключили» рецептор Avpr1a, влияющий на выработку гормона вазопрессина. Его связывают с такими чертами характера, как привязанность к другим, умение сотрудничать и общаться, доминирование над другими и агрессивное поведение.

Команда исследователей ожидала, что без рецептора Avpr1a социальная коммуникация и агрессивное поведение грызунов будут снижены. Но вместо этого произошло обратное — милые на вид зверьки стали более общительными и вместе с тем агрессивными. При этом у особей исчезли половые различия социального поведения — самки и самцы были одинаково враждебны к особям своего пола.

«Это наводит на поразительные выводы. Как известно, вазопрессин улучшает социальное поведение, действуя на ряд областей мозга, но рецептор Avpr1a наоборот сдерживает выработку гормона».

Для подобных опытов ученые нередко «зовут на помощь» хомяков, потому что их социальная организация похожа на человеческую. В этот раз в опытах приняли участие сирийские хомяки (Mesocricetus auratus), именно у этих грызунов впервые было выявлено влияние вазопрессина на социальность. Кроме того, нас с хомяками объединяет одинаковая реакция на стресс, сопровождаемая выработкой кортизола.

Это означает, что результаты потенциально могут быть применимы к людям. Проведенный опыт может дать ученым более точное понимание того, как гены взаимодействуют с нейронными цепочками. В перспективе это может помочь контролировать эмоции при контактах с другими людьми.

Кроме того, понимание роли вазопрессина в поведении людей поможет выработать более эффективные стратегии лечения разных нейропсихиатрических расстройств от аутизма до депрессии.

Результаты исследования опубликованы в научном журнале Pnas.