Ученые впервые отредактировали геном клеща для борьбы с болезнью Лайма

Генетикам удалось пробиться через плотную оболочку эмбрионов этих членистоногих

24 февраля 2022
Ученые впервые отредактировали геном клеща для борьбы с болезнью Лайма
Getty Images

Тысячи людей в год инфицируются заболеваниями, переносчиками которых являются клещи. Однако до этих пор генетические исследования клещей существенно не продвигались из-за технических проблем с инструментами для изменения генома.

Сегодня ученые могут вносить изменения в геном множества насекомых с помощью системы редактирования CRISPR-Cas. Эта технология применяется, например, для управления популяцией малярийных комаров.

Ранее исследователи редактировали геном насекомых путем введения микроинъекции компонентами системы CRISPR-Cas в эмбрионы. Однако подобная схема оказалась нерабочей на иксодовых клещах, поскольку ворсинчатая плотная оболочка их яиц, защищающая эмбрион, не поддавалась прокалыванию.

Для решения этой задачи биологи из Университета Невады удалили у самок железу, продуцирующую защитный восковой слой, а затем обработали яйца хлоридом бензалкония, который расщепляет оболочку яиц.

После этого удалось беспрепятственно ввести компоненты системы CRISPR-Cas9, способствующей мутации ротового аппарата и брони клещей. CRISPR доставляет белок Cas9 в определенную область ДНК, в результате чего происходит мутация гена.

По словам биолога Эндрю Нассу, ранее ни одной лаборатории не удавалось провести успешную модификацию генома клеща. Исследование проложит путь к изучению генов, которые вовлечены в передачу болезни Лайма.