Он там, где жизнь: газ брокколи поможет узнать, одни ли мы во Вселенной

Найден новый способ определить, есть ли жизнь на других космических объектах, помимо Земли

14 октября 2022
Он там, где жизнь: газ брокколи поможет узнать, одни ли мы во Вселенной
Frannyanne / Alamy

Команда ученых во главе с Калифорнийским университетом в Риверсайде оценила преимущества токсичных газов для поиска инопланетной жизни. Новое исследование показало, что идеальным для этого может стать продукт метаболизма брокколи — бромистый метил. По заверениям экспертов, если вы найдете метилбромид возле какой-то планеты, скорее всего, там есть жизнь.

Ученым давно известен такой процесс, как метилирование: растения и микроорганизмы создают газы, чтобы избавиться от токсинов. Они добавляют углерод и три атома водорода к нежелательному для них элементу, превращая его в газ, который безопасно покидает их и выделяется в атмосферу.

Механизм настолько распространен у нас на Земле, что специалисты считают — его не может не быть на других планетах, где есть живые организмы. Их клетки должны иметь способность удалять вредные вещества.

В отличие от других газов, бромистый метил остается в атмосфере не так долго. Поэтому его фиксация будет означать, что он был выделен недавно — и его производитель с большей вероятностью еще существует.

Такие газы, как метан, могут создавать микробы, но, помимо них, источником бывает вулканическая деятельность и другие геологические процессы. Поэтому он не столь надежен как маркер жизни на планете. А вот бромистый метил, по словам авторов, в подавляющем большинстве случаев создан чем-то живым.

Микаэла Люнг

«Существует ограниченное количество способов создания этого газа с помощью небиологических средств, поэтому, если вы его найдете, это более показательно для жизни».

Бромметан, при всей его распространенности на Земле, трудно выявить в нашей атмосфере из-за интенсивного излучения от Солнца. Ультрафиолет приводит к расщеплению молекул воды в ее слоях, и, как следствие, разрушает газ.

Однако есть категория планет, у которых излучение родительской звезды в разы меньше. Ученые выяснили, что газ будет легче «засечь» в системе с карликовой звездой класса М. Такие звезды меньше и холоднее Солнца, и, соответственно, дают меньше излучения. Благодаря чему бромметан вокруг их планет сможет оставаться заметным.

М-карлики, по данным астрономов, можно встретить в десять раз чаще, чем солнцеподобные звезды. Их системы и станут объектами для поиска этого газа и жизни.

Единственным препятствием для начала исследований пока является то, что самые мощные телескопы пока не настроены на поиск бромистого метила. Авторы считают, что уже к концу десятилетия эти возможности будут заложены в новое оборудование для изучения космоса.