Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

«Один Ермак может спорить со мною»: как реформатор Сперанский сибирских коррупционеров на чистую воду выводил

О поездке знаменитого сановника в Сибирь сегодня помнят немногие

7 августа 2023

В историю России граф Михаил Михайлович Сперанский вошел как выдающийся реформатор, законотворец, создатель Свода законов Российской империи, основоположник отечественной юридической науки. При этом он мало известен в амплуа путешественника, хотя и совершил удивительную поездку по Сибири.

«Один Ермак может спорить со мною»: как реформатор Сперанский сибирских коррупционеров на чистую воду выводил
Источник:
Fine Art Images via Legion Media

Из сына священника в генерал-губернаторы

12 января (здесь и далее даты приведены по новому стилю — Прим. Vokrugsveta.ru) 1772 года в селе Черкутино Владимирской провинции в семье священника Михаила Васильева родился сын, которого нарекли Михаилом. Изначально ему была уготована карьера священника — уже в шесть лет мальчик сопровождал своего деда в храм, где читал «Апостол» и «Часослов». 

«Один Ермак может спорить со мною»: как реформатор Сперанский сибирских коррупционеров на чистую воду выводил
Павел Иванов. Портрет Михаила Сперанского. 1806

Михаил был вдумчивым ребенком и отличался хорошей памятью. В 1780 году он поступил во Владимирскую епархиальную семинарию под фамилией Сперанский, что с латыни можно перевести как «подающий надежды». Спустя 8 лет в числе лучших учеников Сперанский был переведен в Александро-Невскую семинарию в Санкт-Петербурге. Казалось, он станет достойным преемником своего отца, но в 1792 году Михаил остался преподавать в семинарии естественнонаучные дисциплины и начал сотрудничать с журналом «Муза», для которого писал стихи.

В 1795 году талантливый молодой человек устроился секретарем к князю Алексею Куракину. После этого перешел на государственную службу, где очень быстро достиг значительных высот. В 1808 году Сперанский стал статс-секретарем Александра I. По указанию императора он среди прочего подготовил проект реформ, позволявших без потрясений отменить крепостное право.

Передовые по тем временам идеи Михаила Сперанского не нравились многим придворным и высокопоставленным чиновникам. В результате их интриг он впал в немилость и в 1812 году был отправлен в ссылку Нижний Новгород. Однако в 1816 году государь вспомнил о Сперанском и назначил его пензенским гражданским губернатором. В Пензенской губернии он, однако, трудился недолго — весной 1819 года ему пришло неожиданное назначение на должность генерал-губернатора Сибири.

Дела сибирские

Государь наделил Сперанского широкими полномочиями: повелел повести ревизию сибирской администрации, наказать взяточников, казнокрадов и заодно «сообразить на месте полезнейшее устройство сего отдаленного края». «Не вас, но Сибирь поздравляю я с новым генерал-губернатором», — написал Сперанскому министр внутренних дел Осип Козодавлев.

Выполняя волю императора, Михаил Михайлович отправился по Московскому тракту в Сибирь. Во время путешествия он вел дневники, писал письма и отчеты, в которых весьма обстоятельно излагал наблюдения о географии края, а также экономическом положении и быте местного населения.

«Один Ермак может спорить со мною»: как реформатор Сперанский сибирских коррупционеров на чистую воду выводил
Михаил Знаменский. «Вид на Тобольск». 1850-е
Источник:
Fine Art Images via Legion Media

5 июня 1819 года Сперанский прибыл в Тобольск, где официально вступил в должность генерал-губернатора трех сибирских губерний: Тобольской, Томской и Иркутской. Почти сразу же он завел судебные дела о лихоимстве сибирских чиновников, начал выслушивать жалобы и обращения горожан. Параллельно новый генерал-губернатор продолжал собирать сведения о сибирских недрах и прочих природных ресурсах, всё больше убеждаясь, что процветанию Сибири в значительной степени мешают злоупотребления чиновников, уверенных в своей безнаказанности.

В июле Сперанский добрался до Томска. О состоянии дел в этой губернии красочно свидетельствует его письмо, отправленное спустя пару месяцев сенатору Аркадию Столыпину:

Михаил Сперанский

«Если бы в Тобольске я отдал всех под суд, что и можно было бы сделать, то здесь оставалось бы уже всех повесить. Злоупотребления вопиющие и, по глупости губернатора Илличевского, по жадности жены его, по строптивому корыстолюбию брата его, губернского почтмейстера, весьма худо прикрытые»

Путешествие Сперанского продолжалось. Из Томска он отправился в Иркутск, посетив по пути Ачинск, Енисейск, Красноярск и Нижнеудинск. На всем пути следования генерал-губернатор отстранял от дел и отправлял под арест нерадивых чиновников, которые буквально грабили местное население. Отдельного упоминания среди них достоин нижнеудинский исправник Лоскутов, который славился своей жестокостью. Чтобы жители уезда не могли подать на него жалобы, Лоскутов буквально отбирал у них бумагу и чернила. Но это не помогло — генерал-губернатор узнал о делах Лоскутова и показательно арестовал его. После расследования имущество исправника было передано в казну.

В Иркутск Сперанский прибыл в начале сентября. Еще до этого он направил императору ходатайство об отставке томского и иркутского губернаторов Демьяна Илличевского и Николая Трескина. Александр I удовлетворил это прошение. В Иркутске Сперанский провел несколько месяцев, расследуя деятельность местных властей. В феврале он подготовил донесение о выявленных в трех губерниях злоупотреблениях.

При этом генерал-губернатор уделял внимание буквально всем сферам хозяйства и проявлял интерес к жизни простых людей. «Управлял он уже в новом духе. По моему мнению, приезд Сперанского произвел в Сибири переворот во всех отношениях. <…> В старину царствовал совершенный произвол; со времен Сперанского этого уже не было», — вспоминал спустя полвека очевидец пребывания Сперанского в Сибири Н.П. Булатов.

В феврале 1820 года Михаил Михайлович отправился осматривать забайкальские территории. В небольшом, но очень богатом купеческом городе Кяхте, расположенном на границе с Китаем, Сперанский побывал на китайском празднике, изучил все нюансы сибирского приграничного торга, отметил, что таможня почти разрушена, а документы ценнейшего архива лежат в амбаре.

Далее он побывал в Гусиноозерском дацане, где встретился с главой буддийского духовенства Пандито Хамбо-ламой, посетил Читу, Нерчинск и направился в горно-рудную столицу края — Нерчинский Завод. Там перед ним предстала картина бедственного положения приписных крестьян, угнетаемых заводским начальством, и не менее ужасного состояния каторжан и горных рабочих. Эти люди работали по 12-16 часов в сутки, ходили в лохмотьях, практически голодали и подвергались побоям и поборам.

«Один Ермак может спорить со мною»: как реформатор Сперанский сибирских коррупционеров на чистую воду выводил
Нерчинский Завод. 1872 год
Источник:
Государственный архив Забайкальского края

Более всего Сперанского впечатлил спуск в штольню Воздвиженского рудника, о чем он сообщал дочери Елизавете в письме: «Я возвратился из преисподней, из Нерчинских заводов, где спускался на 36 сажень под землею, чтоб видеть своими глазами последнюю линию человеческого бедствия и терпения». В дневнике губернатор оставил запись: «Ужас сего места — процессия в стране мертвых со свечами, контрастность мальчиков и их голосов, работающих вместе с преступниками».

Возвращение в Иркутск было нелегким. На реке Ингоде повозка провалилась в полынью, но ямщик и сопровождающие быстро вытащили ее. По свидетельствам очевидцев, во время происшествия Сперанский не поддался панике и сохранял самообладание. В Сибири он провел еще почти год, хотя рассчитывал вернуться из своей «ссылки» раньше. В Санкт-Петербург Сперанский прибыл в начале апреля 1821 года, а спустя два месяца впервые за девять лет встретился с Александром I.

Из дальних странствий возвратясь

Сибирская одиссея Сперанского оказала значительное влияние на ход российской истории. По ее итогам перед судом предстали два губернатора и 48 высокопоставленных чиновников. Кроме того, должностей лишились сотни коррупционеров. Виновные были наказаны и вернули казне несколько миллионов рублей.

Михаил Сперанский

«Если не много я здесь сделал, по крайней мере, много осушил слез, утишил негодований, пресек вопиющих насилий и, что, может быть, еще и того важнее, открыл Сибирь в истинных ее политических отношениях. Один Ермак может спорить со мною в сей части»

«Один Ермак может спорить со мною»: как реформатор Сперанский сибирских коррупционеров на чистую воду выводил
Памятник Сперанскому в Иркутске был открыт в 2016 году
Источник:
Морозов Д.В., CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Сам Сперанский, собрав информацию о проблемах, нуждах и перспективах Сибири, взялся за реформы. Он ввел разделение на Восточную и Западную Сибирь, разработал «Учреждение для управления сибирских губерний», «Устав об управлении инородцев», предложил заменить натуральные повинности денежными, отменить монополии. Почти все предложения и законопроекты, представленные им получили одобрение императора. Сибиряки благодарили Сперанского за улучшение их положения и даже хотели поставить ему памятник.

Уже при Николае I, Михаил Михайлович занялся кодификацией законодательства и возглавил работу Второго отделения императорской канцелярии по созданию Полного собрания законов Российской империи, за что был награжден орденом Андрея Первозванного. С 1835 года преподавал юридические науки наследнику престола — будущему Александру II, отменившему крепостное право. В 1839 году Сперанский был удостоен графского титула, но после столь знаменательного события он прожил всего 41 день.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения