Никакие они не хладнокровные: ученые нашли сходство троодонов с современными птицами

Исследование, основанное на яичной скорлупе

5 апреля 2023
blickwinkel / Alamy

Чем глубже палеонтологи раскапывают историю динозавров, тем больше меняется наше представление о них. Не так давно ученые выяснили, что у тираннозавров были губы, а теперь взялись за других древних ящеров — троодонов. Впрочем, на поверку оказалось, что они и не ящеры вовсе, а, скорее всего, дальние-дальние родственники современных птиц.

Кто такие троодоны?

Троодоны — это двуногие динозавры, чей рост редко превышал один метр, а средний вес составлял каких-то 50 кило. Раньше их представляли чешуйчатыми, неповоротливыми и хладнокровными, но теперь палеонтологи больше склонны считать, что троодоны были теплокровными, пернатыми и быстро бегали. Словом, по обновляющимся данным, они уже меньше походили на ящеров и приобретали все больше «птичьих» черт.

Чтобы не быть голословными, исследователи из Франкфуртского университета взялись за яйца. Троодонов, птиц и рептилий. Точнее, за скорлупу этих яиц. Одним из ключевых показателей этого исследования был тяжелый кислород-18 — изотоп, чья концентрация в скорлупе зависит от температуры, при которой она формировалась.

Птицы или динозавры?

В работе, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, ученые рассказали, что результаты исследования подтверждают: троодоны были теплокровными, а скорлупа их яиц формировалась при температуре в 42 °C. При необходимости динозавры могли снижать температуру своего тела до 30 °C. На основе этих фактов палеонтологи пришли к выводу, что троодоны больше похожи на птиц, чем на рептилий.

Но нашлось и отличие. Анализ показал, что яйца троодонов формировались куда медленнее, чем у птиц, а откладывали они от четырех до шести яиц в одной кладке. Палеонтологи считают, что у них попросту не было подходящих эволюционных приспособлений, чтобы откладывать яйца быстрее. Но интересно другое: в гнездах троодонов обычно находили больше двадцати яиц, что подтолкнуло исследователей к мысли о коллективных гнездах — совсем как у современных страусов.

Теперь осталось разобраться, чьи останки откопали палеонтологи в Трансильвании — эти карликовые динозавры умели плавать.