Тираннозавры выглядели не так, как их рисуют: посмотрите, какими ящеры были на самом деле

Хищники не показывали никому свои оскаленные зубы — этот жуткий образ придумали уже в наше время

31 марта 2023
Science

Обычно тираннозавров изображают с полностью видимыми зубами, как у современных крокодилов. Такой портрет в значительной степени связан с родством динозавров с крокодилами и с соотношением между размером зубов и челюстей. Но ученые обнаружили, что на деле зубы тираннозавров скрывались за губами.

Тема улыбки тираннозавра волновала исследовательницу Кирстин Бринк еще в начале 2010-х, когда она была аспиранткой Университета Торонто, и когда все мы были еще не так далеки от динозавров, как сейчас. Девушке уже тогда казалось странным, что тираннозавров сплошь и рядом изображали то с оскалом, то с зубастой ухмылкой.

Когда Кирстин стала палеонтологом позвоночных в Университете Манитобы, у нее появилось больше технических возможностей и больше увлеченных коллег, чтобы выяснить, что у ее любимых огромных рептилий на самом деле были губы. О таких результатах исследования она рассказала в журнале Science.

Вместе с коллегами Кирстин исследовала черепа и зубы тероподов и их живых родственников, чтобы разрешить спор. Выяснилось, что зубная эмаль указывает на то, что у них были губы, закрывающие зубы. Потому что в противном случае эмаль зубов быстро бы растрескалась, а беззубые динозавры вымерли бы гораздо быстрее. От голода.

Те же крокодилы живут в воде, и благодаря этому толстая эмаль их зубов всегда остается увлаженной. Но и на их зубах есть трещины. А эмаль зубов тероподов — тонкая. Поэтому губы им были просто необходимы.

В то же время оказалось, что у тираннозавров не было необходимых мышц, чтобы поджать губы — они были больше похожи на чешую с кератином и мягкими тканями, покрывающими зубы снаружи, а не большими мясистыми и пухлыми губами, как у людей.

В дальнейших планах палеонтологов — проделать подобную работу с другими доисторическими рептилиями, чья морфология лица еще менее изучена, чем у тираннозавров.

Кстати, в последнее время палеонтологи особенно рьяно взялись за тираннозавров — совсем недавно они подсчитали скорость 9-тонного убийцы.