Сила и сообразительность: правда и мифы о страусах

Когда люди хотят подчеркнуть чью-либо глупость или трусость, то говорят «глуп как страус», «прячет голову песок». Страусы в массовой культуре ассоциируются с чудаковатостью, паникерством, желанием спрятаться и не замечать опасность. Однако соответствуют ли бытовые представления реальности и чем на самом деле примечательны эти птицы?

Не летают, но бегают

В одном из произведений писателя Владимира Галактионовича Короленко есть утверждение, что человек создан для счастья, как птица для полета. Однако знаменитый литератор, видимо, не вспомнил о страусе, который, как известно, не летает. У страусов, в отличие от большинства птиц, нет  киля — выроста грудины, предназначенного для прикрепления мощных грудных мышц. Именно развитая грудная мускулатура обеспечивает пернатым способность к машущему полету. Так что страус, хоть и может махать недоразвитыми крыльями, никогда не оторвется от земли.

Nature Picture Library / Legion-Media

Длинные мощные ноги, вытянутая шея, мощное тело выдают в страусе отнюдь не летуна, но заправского бегуна. Действительно, страусы отлично бегают и развивают скорость до 70 километров в час. При этом их рост достигает 270 сантиметров, а весить они могут более 150 килограммов.

По части бега страусы могут соперничать с лошадью. При необходимости они совершают длительные перекочевки по африканским саваннами и пустыням. Нередко предпочитают путешествовать вместе со стадами зебр и антилоп.

Беговые наклонности страусов не могли быть не замеченными предприимчивыми дельцами. Фермеры и организаторы экскурсий по Кении еще в начале XX века для привлечения туристов придумали проводить «страусиные бега». Для новой забавы отбирали сильных и самых сообразительных птиц, готовили жокеев. Состязания пришлись по вкусу публике. Теперь бега проводят в Австралии, США, в разных странах Европы. Подобные попытки предпринимаются и в России. Но пока забеги с участием птиц в нашей стране не пользуются большим успехом.

Головку в песок?

В мультфильмах и народном фольклоре страус часто предстает уткнувшимся от страха головой в песок. Но в жизни все не так как на экране и в шутках соседей: голова у страуса маленькая и довольно хрупкая. Если бы он вздумал воткнуть ее в высохшую каменистую землю, то получил бы как минимум сотрясение мозга.

PAUL SHADDICK / Alamy / Legion-Media

Так откуда же взялся широко распространенный образ птицы, прячущей голову в земле? Дело в том, что страусы, добывая пропитание, часто наклоняют шею. Издали кажется, что они с головой зарылись в почву.

Когда птица устает бежать, то ложится и вытягивает вдоль земли шею из-за чего головы также порой не видно.

Ну а трусость страусов — тоже вымысел? Ответить однозначно сложно. Великий натуралист Альфред Брем писал: «Трусость этой большой и сильной птицы не подлежит сомнению. Страус поспешно удирает от всякого необычайного явления, но едва ли умеет верно оценивать опасность и пугается даже совершенно безобидных для него животных».

Тем не менее, защищая гнездо, самец страуса проявляет агрессию. Мощными, вооруженными когтями ногами он может покалечить или убить  хищников. Кстати, страусы полигамны: один самец оплодотворяет несколько самок, после чего те откладывают в обустроенные самцом гнезда яйца. Затем вместе с доминантной самкой заботливый папаша до 60 дней охраняет яйца и территорию от посягательств. Поэтому совсем уж трусливыми страусов называть точно не стоит.

Луженая глотка

Данное выражение вполне применимо к страусам. В брачный период последние издают шипение и рык, напоминающий львиный. Кроме того, страусы лишены зоба, а их шея отлично растягивается, позволяя заглатывать довольно крупные предметы.

Nature Picture Library / Legion-Media

В природе птицы питаются зеленью, семенами, мелкими беспозвоночными. Для улучшения пищеварения заглатывают небольшие камни. В неволе же они заглатывают вообще все, что могут. Ранее упомянутый Брем изумлялся тем, что страус съедает все, что не прибито гвоздем: пуговицы, куски железа, ключи, обломки кирпичей.

В день страусу необходимо съедать не менее трех килограммов разнообразной пищи. В сложных ситуациях он может подолгу оставаться без воды и показывать чудеса выносливости.

Страусы в Сибири?

Мы привыкли считать страусов теплолюбивыми птицами, обитателями выжженных солнцем саванн. Но, как показывает практика современных фермеров, эти крупные птицы неплохо себя чувствуют и в Европе, и в Северной Америке, и даже в Сибири с ее суровыми условиями. Стоит заметить, что они не просто живут, а приносят потомство.

Nature Picture Library / Legion-Media

Немногие знают, что в эпоху великого оледенения страусы делили юг Сибири с шерстистыми носорогами, мамонтами, северными оленями и, конечно же, первобытными людьми. Вполне возможно, древние охотники охотились на пернатых бегунов или крали у них яйца. Свидетельств тому пока не так много. В основном это фрагменты скорлупы яиц страуса, найденные при раскопках палеолитических поселений. Известны также находки бусин, сделанных из такой скорлупы.

В монгольской пещере Хойт-Ценкер Агуй советско-монгольская экспедиция во главе с Алексеем Окладниковым обнаружила  картинную галерею, созданную художниками палеолита. Среди произведений пещерной живописи был и рисунок крупной птицы, в котором угадывается наш герой.

Некоторые исследователи полагают, что человек сыграл существенную роль в исчезновении страуса в Азии. За тысячи лет стерлась память о сибирских страусах. Поэтом в наши дни страусиные фермы в Сибири воспринимаются как экзотика.