Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Непокорный хан Кучум: как победитель Ермака предпочел почетному плену смерть в изгнании

Несмотря на изобилующую резкими поворотами биографию, сибирский правитель остался в тени поверженного его хитростью атамана

24 декабря 2022

Казачий атаман Ермак Тимофеевич — один из популярнейших героев российской истории. О нем слагают песни, сочиняют романы, снимают фильмы, посвящают ему многочисленные исторические исследования.

Значительно меньше повезло его противнику — сибирскому хану Кучуму, которому досталась роль стереотипного злодея. Между тем, Кучум и сам являлся интереснейшей личностью: незаурядный правитель, храбро боровшийся за свое государство.

Непокорный хан Кучум: как победитель Ермака предпочел почетному плену смерть в изгнании
«Последний Кучумовский разгром 1598 года», акварель Николая Каразина, 1891 г.
Источник:
LIBRARY OF CONGRESS

Возвращение чингизида

Независимое Сибирское ханство возникло на землях Западной Сибири в конце XV года в результате развала знаменитой Золотой Орды, потерпевшей поражение от великого князя Московского Ивана III.

Первой столицей нового государства стал город Чинги-Тура (ныне Тюмень), а управлял им хан Ибак, ведший прямой род от самого Чингисхана. Однако в 1495 году Ибака свергли представители новой династии Тайбугидов, которые затем перенесли столицу в урочище Кашлык (Искер) на Иртыше.

Кучум являлся внуком свергнутого Ибака, то есть чингизидом, и родился он, скорее всего, в Бухаре, куда потомки Ибака, в том числе и отец Кучума Муртаза, бежали после переворота. Именно при поддержке бухарского хана Абдуллаха I, приходившегося им родственником, Кучум и его брат Ахмед-Гирей собрали первое войско, состоявшее преимущественно из ногайцев и казахов, с которым отправились на войну с «узурпаторами» Тайбугидами с целью вернуть дедовский трон.

Непокорный хан Кучум: как победитель Ермака предпочел почетному плену смерть в изгнании
Кашлык (Искер) — столица Сибирского ханства
Источник:
Российское военно-историческое общество

В 1563 году Кучум одержал убедительную победу, однако существуют две летописные версии ее обстоятельств. «Погодинский летописец» (источник конца XVII века) сообщает: «Прииде же степью ис Казачьи орды царь, зовомый Кучюм Мурзазелеев сын, со многими воинскими людми и доиде града Сибири, и град взя, и князей Гедегера и Бекбулата уби, и прозвася сибирский царь».

А согласно Патриаршей летописи, Кучуму удалось одолеть братьев Едигера и Бекбулата Тайбургидов не благодаря военным победам, а потому что «сибирские люди» сами позвали чингизида взять власть в ханстве. Дело в том, что Едигер и Бекбулат, опасаясь армии Кучума, выразили желание стать вассалами русского царя Ивана IV и обязались платить ему ясак (дань) соболиными и беличьими шкурками.

После этого Иван Грозный добавил себе титул «всеа Сибирския земли повелитель». Но жители ханства, недовольные поборами, «дани государевым данщиком давати не учали и взяли к себе на Сибирь царевича», то есть перешли на сторону Кучума, а Едигер и Бекбулат были казнены.

Война за Сибирское ханство

Хотя некоторые племена отказались принять новую власть, Кучум за несколько лет подавил все мятежи, опираясь на отряды, приведенные из Средней Азии, и занялся в ханстве, большинство жителей которого придерживались старых языческих верований, насаждением ислама. Из Бухары в Сибирь зачастили мусульманские проповедники.

Что же касается царя Ивана, то в его отношении Кучум держался независимо, писал в Москву: «И ныне похочишь миру, и мы помиримся, а похочишь воеватися, и мы воюемся». Правда, получив сведения о гибели турецкой армии, отправленной для захвата Астрахани, Кучум выразил готовность платить царю дань «по прежнему обычаю».

Но узнав вскоре об успешном походе крымского хана на Москву, закончившемся разорением и сожжением русской столицы, Кучум взял свои слова назад — теперь он сам решил воевать с царем.

С наступлением лета 1573 года племянник и лучший военачальник Кучума Маметкул, преодолел перевалы Урала и принялся опустошать русские поселения на реке Чусовой. Однако планы войны с Россией вновь были свернуты после известия о битве при Молодях, где уже русское войско наголову разгромило крымского хана.

Тем временем по западную сторону Урала укреплялся анклав, созданный могущественными магнатами Строгановыми. Они развивали на принадлежащих им территориях земледелие, солеваренные, рыбные, охотничьи и рудные промыслы, строили города и крепости.

Строгановы подавляли восстания местных народностей и присоединяли к России новые территории в Предуралье и на Урале, а потом обратились к царю с просьбой выделить им земли по реке Тоболу «от устьев и до вершин» — обещая расширить царские владения за счет Сибири. В 1574 году их просьба была удовлетворена.

Интересы расчетливых и жестких Строгановых весьма обеспокоили Кучума, и в 1572 году хан велел своим людям напасть на пермские вотчины русских магнатов. После этого на приуральском «фронтире» началась настоящая война — набег следовал за набегом.

В итоге Строгановы испросили у царя Ивана позволение держать для обороны собственное войско. Промышленники наняли казачью дружину, возглавляемую атаманом Ермаком Тимофеевичем.

Непокорный хан Кучум: как победитель Ермака предпочел почетному плену смерть в изгнании
«Ермак является к Строгановым», гравюра по рисунку Н. Дмитриева-Оренбургского, конец XIX — начало ХХ века

Дальнейшие события получили громкую известность и вошли в легенду. Одаренный военачальник Ермак, воспользовавшись богатым боевым опытом своих людей и наличием у них огнестрельного оружия, нанес Кучуму сокрушительное поражение и занял его столицу Кашлык. Три года дружина Ермака не знала поражений в Сибири, сумев захватить в плен даже лучшего военачальника Маметкула.

После этого умный хан стал избегать прямых столкновений, предпочитая морить врагов голодом, обрушившимся на них с приходом зимы. Воины Кучума перешли к тактике нападения на небольшие казачьи отряды, терроризировавшие мелкие татарские и вогульские городки.

В конечном итоге, татарам удалось выманить Ермака из Кашлыка — доведя до него ложную весть о приближающемся конвое купцов из Бухары, которых, дескать, Кучум не хочет допустить в свою прежнюю столицу. Ермак с небольшим отрядом выступил «на помощь» купцам — и 6 августа 1585 года сложил голову на речке Вагай. Лишившись своего атамана, остатки казачьего войска спешно покинули Сибирь.

Непокорный хан Кучум: как победитель Ермака предпочел почетному плену смерть в изгнании
Парсуна (портрет) атамана Ермака, неизвестный художник, XVII–XVII век

Весть об уходе русских мгновенно облетела окрестные края. Наследник Кучума царевич Алей первым прибыл в окрестности Кашлыка и занял его. Однако победа над Ермаком, упрочив авторитет Кучума, не вернула ему прежней власти.

Нашлись новые претенденты на Сибирское ханство, одним из которых оказался хан Сейдяк из династии Тайбугидов — сын казненного Бекбулата, тоже нашедший убежище в Бухаре. Он сумел переманить на свою сторону многих сибирских татар, и занял Кашлык в ходе ожесточенного сражения, в котором погибло немало родичей Кучума. Но торжество Сейдяка тоже было недолгим — на Сибирь шли царские воеводы.

Последние битвы Кучума

Иван Грозный, считавший себя властелином Сибири, не собирался отказываться от этого владения, отправив новое войско во главе с Данилой Чулковым. Первым делом тот перехитрил Сейдяка, обманом заманив хана в плен.

Однако Кучум не был готов сложить оружие и начал новую войну с завоевателями. Он безуспешно пытался взять основанный Чулковым Тобольск, а потом совершил набег на Каурдакскую и Салымскую волости, которые находились в верховьях Иртыша и согласились платить ясак русским.

Летом 1591 года прибывший в Сибирь воевода Владимир Кольцов-Мосальский со своим войском атаковал хана на реке Ишиме, у озера Чиликула, полностью разгромив отряд Кучума, пленив двух его жен и царевича Абдул-Хаира.

Непокорный хан Кучум: как победитель Ермака предпочел почетному плену смерть в изгнании
Шлем XVII века, известный как «Шапка Кучумовская», хранится в Оружейной палате Кремля
Источник:
Музеи Кремля

В 1594 начался новый «раунд» этой войны. Воевода князь Андрей Елецкий выступил с более чем полуторатысячным отрядом по Иртышу до устья Тары. Он взял татарский Черный городок, но не смог воспрепятствовать бегству Кучума и большинства его людей.

В 1597-м Кучум предложил царевым людям заключить мир с условием возврата ему земель по Иртышу. В ответ русские передали Кучуму несколько грамот от Абдул-Хаира и Маметкула — с предложением перехода на царскую службу и приезда в Москву. Кучум отказался.

Русские хотели побыстрее покончить с угрозой в лице престарелого хана. В мае 1598 года на него выступили походом воеводы Андрей Воейков и Иван Кольцов-Мосальский с тысячным отрядом. 20 августа они напали на ханский стан, находившийся у места впадения в Обь речки Ирмень.

Жестокая битва продолжалась с восхода до полудня. Остатки воинства Кучума были прижаты к берегу Оби. В сече погибли брат хана Илиден, сын Арслан и двое внуков Кучума, шесть князей, пятнадцать мурз и около двухсот-трехсот татарских воинов.

В плен попали пять младших сыновей хана (Шаим, Асманак, Бабадшах, Кумыш и Молла) и восемь жен из его гарема с шестью дочерьми. Родственников Кучума отправили в Москву, где царь Борис Годунов поступил с ними уважительно и велел выдавать им «безбедное содержание».

Участь изгнанника

Сам же Кучум спасся и на сей раз, прорвав кольцо окружения, а затем ушел от казачьей погони, хотя при нем осталось лишь несколько верных воинов. Воевода Воейков велел верному человеку по имени Толмухаммед найти хана и еще раз предложить ему покориться царю.

Непокорный хан Кучум: как победитель Ермака предпочел почетному плену смерть в изгнании
Чувашский мыс на берегу Иртыша, где в 1582 году Ермак разгромил войско хана Кучума
Источник:
Shutterstock / Fotodom.ru

Когда Толмухаммед разыскал Кучума, при хане было три последних сына и около 130 татар, спасшихся после боя у Ирмени. Выслушав посланца, Кучум ответил:

«Я не пошел на поклон к падишаху, как он того хотел в ярлыке своем, а ведь я тогда был совсем здоров. Какая мне теперь нужда идти к нему под меч? Я теперь глух и слеп. Всего лишился. Взяли моего Асманака, который был купцом. Если бы забрали всех сыновей и оставили одного Асманака, я бы еще пожил. А теперь сам я пойду к ногайцам, а сына отправлю в Бухару».

Позже воевода доносил в Москву: «Плавал я на плотах по Оби и за Обью рекою, по лесам искал Кучума и нигде не нашел».

До нас дошли лишь разрозненные сведения о последних днях непокорного хана Кучума. По версии сибирского летописца Семена Ремезова, родившегося уже спустя сорок лет после описываемых событий, престарелого хана убили представители народа ногайцев:

Семён Ульянович Ремезов

«Егда же Кучюм со своими к нагаям приходом явился, тогда нагаи нимало потерпеша, собрався с роды своими, убиша Кучюма и протчее имение отъяша, а людей его похолопиша, глаголаше ему: „Ведомой ты и славной вор, Муртазелеев сын, и отец твой нам многa зла соделал, и ты, хотя и нищ, то же и нам yчиниш, что и протчие твои люди, от тебя же yбиты напрасно и озлоблены“».

Произошло это приблизительно в 1610 году. Есть, впрочем, и альтернативная версия его судьбы, изложенная ханом Хивы Абуль Гази — с его слов, Кучум «затерялся среди племени мангутов», обитавшего вблизи Бухары.

Интересно, что в течение нескольких десятилетий после смерти хана его наследники — царевичи Аблайкерим и Кирей — продолжали сопротивление, тщетно пытаясь восстановить Сибирское ханство.

Всего же у хана было от нескольких жен семнадцать сыновей и девять дочерей. Многие из них впоследствии обрусели, получили владения в Мещере и Ярославле, а их потомки еще долгое время официально именовались «царевичами». От Кучума происходит, в частности, известный род князей Сибирских, давший России военачальников, чиновников, и даже одного ученого-историка.

Фото: LIBRARY OF CONGRESS; Российское военно-историческое общество; Музеи Кремля; SHUTTERSTOCK / FOTODOM

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 9, декабрь-январь 2022/2023

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения