Необъяснимые звуки в 20 км над землей: послушайте, как звучит воздушная бездна

Ученые до сих пор не понимают, что именно они записали в стратосфере

16 мая 2023
Необъяснимые звуки в 20 км над землей: послушайте, как звучит воздушная бездна
Национальная лаборатория «Сандия» (США)

Исследовали из Национальной лаборатории «Сандия» Министерства энергетики США в ходе эксперимента с запуском воздушных шаров в стратосферу зафиксировали странные звуки, которые пока не могут объяснить. Они повторяются несколько раз в час и имеют частоты ниже воспринимаемых человеческим ухом.

Команда под руководством геофизика Дэниэла Боумана ранее запускала камеры на метеозондах и воздушных шарах НАСА, а также предложила крепить на них инфразвуковые датчики, чтобы записывать низкочастотные звуки, генерируемые вулканами. Но затем, по словам исследователей, они поняли, что «никто не пытался установить микрофоны на стратосферные шары в течение полувека», чтобы узнать, как звучит второй слой атмосферы Земли.

Для экспериментов команда создала воздушные шары, работающие на солнечной энергии. Как говорят ученые, это очень простые, но эффективные устройства из подручных материалов из хозяйственного магазина. Шары представляют собой огромные пластиковые пакеты диаметром 6–7 метров, наполненные небольшим количеством угольной пыли, чтобы сделать их темными и легко нагреваемыми солнцем.

Когда воздух внутри становится теплым и плавучим, его хватает, чтобы поднять шар на высоту более 20 км над поверхностью планеты. Это уже стратосфера — свободный от штормов и турбулентности слой атмосферы. Это также примерно вдвое выше, чем летают коммерческие самолеты, что дает возможность «подслушать» в этой тишине звуки планеты — как естественные, так и создаваемые человечеством.

Для записи акустических данных к воздушным шарам прикрепляли инфразвуковые микрофоны, которые изначально использовали для мониторинга вулканов. Датчики помещали в специальную коробку, чтобы защитить от экстремальных температур.

«На наших солнечных шарах мы зафиксировали наземные и подземные химические взрывы, гром, столкновение океанских волн, пропеллерные самолеты, звуки города, суборбитальные запуски ракет, землетрясения, возможно, даже грузовые поезда и реактивные самолеты. Но мы также записали звуки, происхождение которых неясно», — рассказывает Дэниел Боуман, главный научный сотрудник Национальной лаборатории «Сандия» в Нью-Мексико.

Звуки неясного происхождения были обнаружены на частоте примерно 20 герц, что намного ниже доступных человеческому слуху. Их источник ученым только предстоит определить. Звуки повторялись несколько раз в час.

Результатом исследования станут не только таинственные звуки в стратосфере, но и дальнейшее использование воздушных шаров. Ученые предполагают, что наполненные гелием и заряжаемые солнцем аналогичные аппараты можно применять на других планетах. Например, для изучения агрессивной атмосферы и вулканической активности Венеры.