Как на Гавайях: чем Венера удивила своих будущих покорителей?

После 200 часов анализа старых снимков геофизики сделали открытие

17 марта 2023
Как на Гавайях: чем Венера удивила своих будущих покорителей?
Щитовой вулкан Маат Монс на поверхности Венеры, высота — 8330 м, диаметр кратера — 28х31 км.
Science History Images / Alamy

Исследователи из Университета Аляски и сотрудники проекта VERITAS по отправке новой миссии к Венере обнаружили первое свидетельство недавней вулканической активности на голубой планете. Коллеги изучили архивные снимки поверхности второй планеты от Солнца, сделанные аппаратом НАСА Magellan в начале 1990-х. Два изображения одного и того же места отличались: за время между фотографиями жерло вулкана увеличилось и появились дополнительные потоки лавы вниз по склону.

Сейчас НАСА планирует запустить новые миссии для изучения Венеры, среди которых проект VERITAS по измерению излучения, получению спектроскопических, топографических и радиоданных. Орбитальный аппарат миссии будет работать, в том числе, чтобы выяснить, как Венера покрылась вулканическими равнинами и «негостеприимной» атмосферой.

В процессе подготовки участники команды подняли снимки предшественников и фактически вручную попытались найти хоть какие-то признаки сравнительно недавней активности вулканов. Надежды, по словам профессора Роберта Херрика, было не так уж много.

Роберт Херрик

«Я не ожидал успеха, но примерно через 200 часов ручного сравнения изображений с разных Магеллановых орбит увидел два изображения одного и того же региона в районе экватора, сделанные с интервалом 8 месяцев, демонстрирующие явные геологические изменения, вызванные извержением».

Изменения ученый обнаружил в высокогорном регионе Атла, где находятся два самых крупных вулкана планеты Озза Монс и Маат Монс. Они подобны крупнейшим земным, но с более низким и пологим склоном. На северной стороне одного из вулканов в составе Маат Монс Херрик заметил жерло площадью около 2,2 км2. С февраля по октябрь 1991 года оно изменило форму, стало почти вдвое больше и до краев наполнилось лавой.

Компьютерная объемная симуляция показала наиболее вероятный сценарий — это современная вулканическая активность. Извержение произошло около 30 лет назад, во время пребывания земного зонда на орбите Венеры.

Поток лавы был похож на тот, что выпустил в 2018 году Килауэа на Гавайях. Теперь исследователям также известно, что активность вулканов происходит на Венере не раз в год или в десятилетия, а каждые несколько месяцев. Точно так же, как в семействах крупных базальтовых вулканов Земли, например, Гавайских, Галапагосских и Канарских.