Не шевельнув лапой: новый препарат сделал мышей стройнее — а что на счет людей?

Соединение помогает при ожирении, диабете и потере мышечной массы

28 сентября 2023Обсудить
Не шевельнув лапой: новый препарат сделал мышей стройнее — а что на счет людей?
Zoonar GmbH RF

Исследователи из Университета Флориды с коллегами разработали и испытали на мышах новый препарат SLU-PP-332, который заставляет мышцы «думать», что они тренируются. В результате его применения, у животных, больных ожирением, ускорился метаболизм, ушел лишний вес и выросла выносливость. Ели и двигались они при этом столько же, сколько и раньше. Команда планирует доработать препарат и испытать на людях. Исследование опубликовано в Журнале фармакологии и экспериментальной терапии.

Белки работают — мышь худеет

По словам специалистов, ожирение — сложное комплексное явление, которое всегда трудно было победить с помощью лекарств. Долгое время ученым это не удавалось, пока не появились такие препараты, как оземпик, вегови и подобные. Изначально созданные для лечения диабета, они также помогли пациентам похудеть, уменьшая общую массу и жировую прослойку. Этот класс препаратов воздействует на метаболические заболевания, снижая уровень глюкозы, подавляя аппетит и позволяя лучше контролировать приемы пищи.

В отличие от них, новое средство, известное как SLU-PP-332, относится к классу «имитаторов физических упражнений», не влияет на аппетит и потребление пищи у пациентов, не требует увеличения привычных физических нагрузок.

Как поясняют разработчики, в организме есть группа белков ERRs, которые активируют важные метаболические пути в тканях, потребляющих энергию: сердце, мозге, мышцах. Наиболее активны эти белки во время занятий спортом. SLU-PP-332 был создан специально для повышения их активности. В ходе испытаний препарата на обычных мышах ученые увидели, что животные стали пробегать бо́льшие расстояния, чем раньше — на 45%, и были активны на 70% дольше.

В новом исследовании соединение решили применить у мышей с ожирением: два раза в день в течение месяца им делали инъекции SLU-PP-332. Их питание и активность оставались прежними. В результате мыши, получавшие это лечение, набрали в 10 раз меньше, чем контрольная группа, и потеряли 12% массы тела. У них также повысилась выносливость, мыши могли пробежать на 50% дальше, чем до лечения.

Как перед марафоном

Анализ результатов показал, что лекарство стимулировало естественный метаболический путь, который обычно «запускается» физическими нагрузками. При этом увеличился расход энергии и переработка жира — организм вел себя так, «будто готовится к марафону», отметили авторы.

Томас Баррис

«Они тратят больше энергии просто на жизнь».

«Это соединение заставляет скелетные мышцы производить те же изменения, которые вы видите во время тренировок на выносливость. Весь метаболизм организма переключается на использование жирных кислот, что очень похоже на эффект во время голодания или физических упражнений у людей. И животные начинают терять вес», — поясняет свою мысль ученый.

Авторы также обнаружили, что новый препарат может укреплять сердечную мышцу и лечить сердечную недостаточность у мышей. Кроме этого, SLU-PP-332 помогает поддерживать мышечную массу при похудении: обычно это одна из основных проблем, когда люди теряют вес или во время старения, они могут потерять и мышцы.

Серьезных побочных эффектов у препарата на данный момент не обнаружено. Соединение предстоит усовершенствовать: разработчики планируют сделать форму таблеток вместо инъекций, дополнительно протестировать, дойти до клинических испытаний на людях. В перспективе его можно будет применять для лечения ожирения, диабета и возрастной потери мышечной массы.