Не роскошь, а средство размножения: ученые рассказали, зачем грибам 17 тысяч полов

У одного из видов обнаружено невиданное разнообразие аллелей

22 апреля 2022
Гриб трихаптум
James D Coppinger/ Dembinsky Photo Associates / Alamy

Грибы трихаптум (Trichaptum) можно встретить во многих местах Северного полушария, в том числе на всей территории России. Обычно они растут на упавших бревнах и на деревьях.

Недавно ученые сделали необычное открытие: у этих грибов больше 17 тысяч видов полов, а точнее, генетических вариаций (аллелей).

Грибы размножаются путем создания спор. Они летают по воздуху, рано или поздно где-то приземляются и превращаются в новые организмы. Ранее исследования показали, что размножение и пол контролируются двумя областями генома — MATA и MATB, пишет Phys.org.

Два гриба могут спариваться только тогда, когда эти две области в определенной степени отличаются друг от друга. Изучение ДНК показало, что аллелей существует огромное множество — 17 550. Исследование проведено на примере 180 экземпляров трех видов трихаптума.

Исследователи предполагают, что большое количество аллелей помогает предотвратить инбридинг — скрещивание близкородственных форм. Кроме того, разнообразие сильно повышает шансы на спаривание для двух грибов, растущих неподалеку друг от друга.

Ранее английский ученый предположил, что грибы способны разговаривать друг с другом и знают до 50 слов.

Грибы часто попадают в поле зрения исследователей в разных сферах. Так, в Кирове разрабатывают уличное освещение на основе тропического гриба, а в Великобритании изучают пользу «психоделических» эукариотов для лечения депрессий.