Знают до 50 слов: ученый из Англии открыл способность грибов разговаривать друг с другом

Коллеги по научному сообществу пока смотрят на исследование скептически

7 апреля 2022
Щелелистник обыкновенный, его лексикон составляет около 50 слов
Henri Koskinen / Alamy

Грибы могут «разговаривать» друг с другом при помощи электрических сигналов, которые по структуре напоминают человеческий язык. Исследование было опубликовано в журнале Лондонского королевского общества.

Науке уже известно, что грибы посылают электрические импульсы через гифы — длинные нитевидные образования. Отростки напоминают нейроны — грибы используют их для поглощения воды и питательных веществ.

В новом исследовании специалист по информатике из Университета Западной Англии Эндрю Адамацки проанализировал передачу импульсов у четырех видов грибов. Ученый регистрировал электрическую активность с помощью микроэлектродов, установленных в субстрате с мицелием.

Адамацки нашел определенную закономерность в передаче импульсов. Всплески активности объединялись в массивы, напоминающие по структуре человеческую речь. Всего словарный запас грибов насчитывал до 50 «слов».

Наиболее серьезные «лингвистические способности» продемонстрировал щелелистник обыкновенный, растущий на стволах гнилых деревьев. Гриб мог составлять самые сложные «предложения».

Исследователь не исключает, что, возможно, импульсы не несут никакой значимой информации и являются побочным продуктом физиологической активности. Однако у всплесков есть определенная закономерность, а значит, и свое предназначение.

Другие биологи пока скептически относятся к идее существования языка грибов.

— Новое исследование всего лишь зафиксировало ритмические узоры в электрических сигналах, при этом их частота совпадает с импульсами передачи питательных веществ, — оценил открытие миколог из Эксетерского университета Дэн Беббер.

Идея, конечно, заманчивая, но все же ученым потребуется проверить теорию, прежде чем в Google Translate появится «грибной язык», считает Беббер.