Нарекают валуны и кратеры: как ученые выбирают имена для объектов на Марсе

Подобно библейскому Адаму, люди дают названия всем вещам вокруг себя, но уже на других планетах

9 июня 2023
Нарекают валуны и кратеры: как ученые выбирают имена для объектов на Марсе
piemags

Человек такое существо, что ему постоянно надо давать всему вокруг имена. Даже если речь про географию соседней планеты. Вот пусть бы инопланетяне и называли! Но в НАСА так не считают и наносят на карту Марса все новые и новые человеческие названия. По какому принципу они их выбирают? Недавно об этом стало известно.

На карте Марса сейчас полно точек с человеческими названиями, которыми обозначили их специалисты НАСА. Марсоходы бороздят кратер Бельва, берут образцы Убаджары, и это только одни из тысяч марсианских топонимов. Да чего топонимов — имена порой дают даже валунам.

Причем за последние 25 лет система наименований в НАСА значительно эволюционировала — раньше исследователи использовали имена персонажей мультфильмов. Так в 1990-х на Марсе появились Каспер, Скуби-Ду, Йоги-Рок (последнее — скала в честь мультяшного медведя Йоги. — Прим. ред.). Исследователи-меломаны назвали одну из скал Роллинг Стоунз Рок.

Следующие миссии были более серьезными. Например, один из кратеров получил имя Выносливость в честь корабля, который доставил экспедицию исследователя Эрнеста Шеклтона в Антарктиду. Названия мест, где совершали посадку роверы Curiosity и Perseverance, носят имена писателей-фантастов Рэя Брэдбери и Октавии Э. Батлер соответственно.

В НАСА объяснили, что за редким исключением миссии используют прозвища, основанные на земных местоположениях. Сначала делят поверхность Марса на квадраты со стороной 1,2 километра. Потом выбирают для этой площади тему, глядя на аналогичный регион Земли. Например, для последнего квадрата выбрали бразильский штат Рорайма. А уже затем из темы выбирают сотни названий, которые можно было бы увековечить. Так много — потому что список доступных имен может быстро истощиться.

Впрочем, история земных топонимов куда интереснее, взять хотя бы Океанию — что за слово такое, Тувалу, и откуда за тысячи километров от Ближнего Востока Соломоновы острова?