Это вам не кино: ученые назвали растение, которое выживет и даст урожай на Марсе

Сценарий выживания на картофеле, как в фильме «Марсианин», оказался не самым перспективным

28 апреля 2023
Photo 12 / Alamy

Первые марсианские ботаники, которые возьмутся выращивать продукты питания на Красной планете, могут начать с риса. Об этом заявила команда ученых из Университета Арканзаса. По выводам их нового исследования, эта культура сможет выжить в токсичном марсианском реголите, если ее гены отредактировать. Модификации должны помочь растениям справляться со стрессом, главный из которых — соли перхлората в почве.

У группы не было возможности, как у персонажа фильма «Марсианин» Марка Уотни, который выращивал картофель на Марсе, провести свои эксперименты в реальной инопланетной почве. Поэтому они смоделировали ее, используя богатый базальтом грунт из американской пустыни Мохаве. Эту модель «Имитатор Марса Мохаве» (MMS) ранее разработали ученые Лаборатории реактивного движения НАСА.

Затем три сорта риса — один дикий и два генетически модифицированные — высадили в три типа почвы: в MMS, в обычный горшечный грунт и в гибрид первых двух. Мутации отредактированных линий риса позволяли им легче переносить такие стрессы, как засуха, сахарное голодание и засоление. В итоге растения выжили в марсианском симуляторе, однако были не такими развитыми, как их сородичи в земном грунте и в смеси почв. Но анализ показал: если заменить всего лишь четверть MMS почвой для горшечных растений, развитие значительно улучшается.

Исследователи также выяснили в ходе экспериментов, что при концентрации перхлората до 1 грамма на 1 килограмм растения еще могут укореняться. Особенно мутантные, у них этот порог был выше, чем у дикого риса. А вот при трех граммах на килограмм и больше уже ничего не растет.

По результатам исследования, «отредактированный» рис с нужными мутациями вполне может найти применение на марсианской почве. Ученые планируют продолжить эксперименты, взяв другие сорта с повышенной толерантностью к высоким концентрациям солей и новый имитатор марсианского грунта Mars Global Simulant (ранее ученые описали его в журнале Icarus). А также попытаться вырастить рис в закрытых камерах, где будут воссозданы условия Марса, в том числе температура и атмосфера.

Авторы отмечают, что, пока Марс все еще не колонизировали, выводы их исследований пригодятся на Земле. Например, для выведения культур, которые можно будет выращивать в районах Австралии, где почва также имеет высокую соленость.