Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Место рождения музыки: как устроен концертный зал и что он может рассказать о городе, в котором находится

Хотя сегодня симфонические оркестры играют даже на руинах городов, их все-таки лучше слушать в специальных местах. И по специальным правилам

Обсудить
Место рождения музыки: как устроен концертный зал и что он может рассказать о городе, в котором находится
Источник:

BRIGANI-ART via Legion Media

В 1672 году лондонский паб Whitefrairs' Tavern с округлым залом, где давали «все радости жизни за шиллинг», вошел в историю музыки.

Именно там Джон Банистер, скрипач, композитор и орга­низатор капеллы «24 скрипки короля», получив от Карла II персональный патент на продажу би­летов, дал первые в истории публичные концер­ты инструментальной музыки. А первый специ­ализированный концертный зал — Holywell Music Room — был построен в Оксфорде, на Holywell Street, в 1748 году.

В отличие от Whitefrairs' Tavern зал су­ществует и сейчас: по воскресеньям в нем проводятся Оксфордские кофейные концерты. Кофей­ными они называются потому, что билет Oxford Coffee Concerts гарантирует любителю музыки чаш­ку кофе до или после концерта в одной из трех кофеен по соседству.

Кстати, музыку и кофе в Англии вообще связывает давняя дружба: в XVIII веке би­лет на концерт или спектакль можно было купить в кофейнях и пабах, но в первых только для великосветской публики, а во вторых для людей попроще.

Обыкновенный концерт

Оркестр вышел на сцену, гобой дает ля для настройки… Под аплодисменты слушате­лей выходит дирижер. Поклон залу, рукопожа­тие концертмейстеру первых скрипок, поворот к оркестру, приподнятые в ауфтакте руки… За­звучала музыка, и тут уже не до того, чтобы присматриваться, кто, где и как сидит на сце­не. Но если бы можно было остановить время и вглядеться, то стало бы ясно, что количество музыкантов и их рас­садка подчинены строгой системе.

Так исторически сложилось, что симфо­нический оркестр бывает двух основных видов: классический (он же двойной) и романтиче­ский (тройной), сложив­шийся позднее. Оркестр называется двойным, или парным, — потому что исполнителей на дере­вянных духовых инстру­ментах (флейта, гобой, кларнет, фагот) по двое, тройным — потому что по трое. Состав двойного оркестра можно увидеть на рисунке ниже.

Камерный (парный) симфонический оркестр

Место рождения музыки: как устроен концертный зал и что он может рассказать о городе, в котором находится
Источник:

Эльдар Закиров

Дирижер (1).
Струнная группа: первые скрипки (2), концертмейстер первых скрипок (3), вторые скрипки (4), альты (5), виолончели (6), контрабасы (7).
Группа деревянных духовых: флейты (8), гобои (9), кларнеты (10), фаготы (11).
Группа медных духовых: валторны (12), трубы (13).
Группа ударных: представлен исполни­тель партии литавр (14).

Тройной отличается от него тем, что в группе деревянных духовых в качестве треть­их при необходимости появляются родственные инструменты — флейта-пикколо, английский рожок, бас-кларнет (или кларнет-пикколо) и контрафагот. В группе медных добавляются тромбоны и туба, а также вдвое увеличивается количество труб и валторн.

Расширяется состав удар­ных: кроме литавр появляются барабаны, тарел­ки, тамтамы, ксилофон, маримбафон и прочие. Пропорционально увели­чивается число струнных (до 40-60 исполнителей). В романтическом орке­стре появляется арфа, а затем и фортепиано.

Количество инструментов оркестра и их рассадка, согласно исторической традиции, ориентированы на то, чтобы весь оркестр зазвучал как одно целое (как говорят музыканты, чтобы был «баланс звуча­ния»), Помните, у Крыло­ва: «А вы, друзья, как ни садитесь…»? Так вот, для оркестра рассадка важна. Она не зависит от типа оркестра и подчинена принципу трех планов.

На ближнем плане в цент­ре — дирижер и солисты, «крылья» первого пла­на — струнная группа. Средний план — струн­ные, в центре него — деревянные духовые. На дальнем плане — медные духовые и ударные ин­струменты, иногда часть контрабасов. Такая схема сложилась во второй половине ХIX века. Наиболее известные ее раз­новидности — немецкая рассадка (скрипки справа и слева, виолончели в центре) и американская, она же бостонская (все скрипки с одной стороны, виолончели и контрабасы с другой). Однако уже с начала XX века количество музыкантов и схему рассадки часто задает композитор или дирижер.

Музыка из-под пальцев

Концерт возник в европейской городской культуре в эпоху Возрождения, когда сложился широкий слой музыкально образованных людей — профессиональных музыкантов и любителей.

Место рождения музыки: как устроен концертный зал и что он может рассказать о городе, в котором находится

Камерный зал музыки Иоганна Себастьяна Баха Манчестерской арт-галереи создан британским архитектором Захой Хадид в 2009 году специально для исполнения музыки знаменитого немецкого композитора. По словам самой Захи Хадид, он представляет собой «зримое воплощение музыки Баха: единая протяженная лента, которая головокружительно и невесомо расслаивает пространство»

Источник:

Эльдар Закиров

Из тех же времен пришел и обычай воспринимать музыку «из-под пальцев музыканта». В этом при­сутствии при рождении музыки — суть концер­та, в европейской традиции зрелища утонченного и требующего специально организованного про­странства, каким был и остается концертный зал. Остается, несмотря на повсеместное проникновение компьютерных технологий, благодаря ко­торым многие концертные залы Европы и Аме­рики все чаще организуют интернет-трансляции концертов симфонической музыки.

Порой возни­кает чувство, что в скором будущем концертные залы будут не нужны, но, как говорят в сообще­стве музыкантов и музыковедов, их будут стро­ить до тех пор, пока живы композиторы, пишу­щие симфонии.

Подтверждением могут служить несколь­ко новых залов: Московский международный Дом музыки (проект «Товарищества театраль­ных архитекторов» 2002 года), открытый в 2003 году в Лос-Анджелесе Концертный зал Уол­та Диснея (Walt Disney Concert Hall) работы архитектора Фрэнка Гери или проект архитекто­ра Захи Хадид, переоборудовавшей в 2009 году на время фестиваля зал художественной галереи в Манчестере в Камерный зал музыки И.С. Баха.

Разборчивый звук

Звукорежиссеры говорят: правильный зал — не тот, который построен по правилам, а тот, который хорошо звучит, в котором звук — и для слушателя, и для музыкантов — естественный и разборчивый. Чтобы добиться такого эффекта, нужно помнить, что звучание оркестра в концертном зале — это смесь прямого и отраженного (прежде всего от стен и потолка) звука.

Место рождения музыки: как устроен концертный зал и что он может рассказать о городе, в котором находится
Источник:

Эльдар Закиров

В «правильном» зале в первую очередь отсутствуют архитектурные препятствия для звука и элементы, дробящие или искажающие его. Зато в «неправильных» их масса: колонны, постаменты, скульптуры и лепные украшения (1), а также элементы архитектуры с острыми углами (портал, 2), который еще и перегораживает звук) или гладкие широкие криволинейные поверхности. Такой же отрицательный эффект дают витражи, массивные хрустальные люстры. Наконец, портят звук обильная драпировка (3) и ниши: например, на этом рисунке опасным звукопоглотителем-нишей является сама сцена (4). В «неправильном» зале тоже есть зона с неплохим звуком (5, выделена цветом), но мест с плохим намного больше

«Архитектурные простран­ства концертных зрелищ»

Современные концертные залы, или согласно строгому определению «архитектурные простран­ства концертных зрелищ», делятся на несколько видов. Во-первых, по предназначению: специали­зированные (для одного типа концертов, напри­мер симфонический), универсальные концертные (для разных видов концерта, например филармонический), универсальные зрелищные (разные ти­пы зрелищ — спортивно-концертный, кинокон­цертный или циркоконцертный, как в Утрехте) и многоцелевые (конгресс-концертные, как Culture and Congress Centre в Люцерне).

Место рождения музыки: как устроен концертный зал и что он может рассказать о городе, в котором находится

Здание Зала камерной музыки Берлинской филармонии

Источник:

Jürgen Ritter via Legion Media

Во-вторых, по акустике: с естественной или искусственной, когда звук в зале формируется исключительно за счет звукоусиления.

И, в-третьих, по вместимости: ка­мерные — не более 200 человек, малые — до 600, большие залы для естественной акустики — не бо­лее 2600, для искусственной акустики предел на­полняемости зала не ограничивается.

Появление концертного зала — факт, очень много говорящий о городе, в котором он построен. Во-первых, почти наверняка такой го­род — культурный центр, в котором есть широ­кий слой художественно образованной публики, есть учреждения, в которых можно получить та­кое образование (в том числе и вузы), а горожа­нам свойственны привычки к чтению, слушанию музыки и хождению в театр.

Во-вторых, этот го­род, скорее всего, окажется и достаточно круп­ным научным центром, ведь концертный зал — это высокотехнологичное сооружение, требующее специальных знаний и умений (чего стоит одна лишь задача обеспечить качественные акустиче­ские условия для естественного звучания разных исполнительских коллективов).

В-третьих, с высо­кой вероятностью этот город часто посещают га­стролеры, а следовательно, в нем развиты транс­портная сеть и туристический бизнес.

Наконец, такой город явно будет региональным финансо­вым и бизнес-центром: его жители должны иметь высокий уровень доходов, чтобы тратиться на ин­теллектуальные зрелища, а в бизнес-сообществе существовать условия для появления меценатов и спонсоров, готовых вложить средства в разви­тие городской культуры.

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 10, октябрь 2010, частично обновлен в январе 2024

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения