Герои басни Крылова «Квартет» на самом деле были недалеки от истины — от того, как сидят исполнители в оркестре, все же зависит довольно многое. Чтобы понять это, у музыкантов ушла не одна сотня лет

Фото №1 - Музыкальный ряд

Теория и практика Раскинуть веер


Музыканты в оркестре располагаются веером. Дирижер находится в месте предполагаемой оси этого веера. Только так можно согласовывать звучание инструментов, ведь скрипач с крайней левой кулисы из-за стены звука оркестрантов вряд ли отчетливо слышит, что играют скрипачи у правой кулисы. А дирижер, находясь посередине, ловит звуковые волны, «стекающиеся» в центр. Все однородные инструменты (струнные или ударные) собраны вместе в одну линию или сгруппированы. Это создает компактное, согласованное звучание каждой оркестровой группы. Благодаря этому музыканты лучше слышат друг друга.

Наследство Бетховена

Расположение музыкантов сложилось исторически во времена Бетховена. «Прозрачные» тембры струнных или более высокие по звучанию инструменты (например, флейты) находятся спереди, а более объемные или низкие — сзади (например, тромбоны и валторны). Если бы инструменты низких регистров, мощные по силе звучания, находились спереди, они глушили бы остальных. Басовый и ритмический фундамент оркестра находится позади всех, чтобы музыканты могли ощущать его.

Рассадка 1

Немецкая / Европейская

Фото №2 - Музыкальный ряд

1 Первые скрипки
2 Вторые скипки
3 Альты
4 Виолончели
5 Контрабасы
6 Арфы
7 Флейты и флейты-пикколо

8 Гобои и английский рожок
9 Семейство кларнетов
10 Фаготы и контрфагот
11 Валторны
12 Трубы
13 Тромбоны и туба
14 Ксилофон

15 Колокольчики
16 Малый барабан
17 Литавры
18 Треугольник
19 Тарелки
20 Тамтам
21 Большой барабан

Рассадка 2

Американская

Фото №3 - Музыкальный ряд

Нарушитель закона

Американскую схему, не побоявшись нарушить сложившиеся каноны, придумал дирижер Леопольд Стоковский в США в середине 1940-х годов. От классической немецкой отличается тем, что виолончели меняются местами со вторыми скрипками, а контрабасы находятся справа от дирижера (в немецкой системе они слева). Валторны сдвигаются чуть левее, медные духовые инструменты — вглубь сцены. А ударные при такой рассадке располагаются ближе к левой от дирижера кулисе (в немецкой они ближе к правой кулисе).

Работу музыкантов можно приравнять к труду лесорубов или кузнецов: сила звука в оркестре достигает 120 дБ, что превосходит допустимый для здоровья человека уровень шума, частота пульса — 130 ударов в минуту (у среднестатистического здорового человека нормальный пульс в покое равняется 60–80 ударам в минуту).

Фото №4 - Музыкальный ряд

Роковой удар

До изобретения дирижерской палочки в привычном нам виде дирижер во время исполнения отбивал такт ударом об пол специальной тростью, которая называлась баттутой. Трость была тяжелой и неудобной. Однажды она стала причиной смерти французского композитора Ж.Б. Люлли. Во время концерта он повредил баттутой стопу, что вызвало заражение крови.

Язык жестов. Сила звука

Фото №5 - Музыкальный ряд

Фортиссимо

. Жест требует от оркестра наибольшей силы звука.

Фото №6 - Музыкальный ряд

Форте

. Жест показывает громкое звучание (но тише фортиссимо).

Фото №7 - Музыкальный ряд

Пиано

. Ладонь как бы «прикрывает» силу звука. Левая рука примерно на одном уровне с правой

Фото №8 - Музыкальный ряд

Пианиссимо

. Просит музыкантов играть очень тихо. Левая рука находится практически у корпуса

Левостороннее движение

Характер исполняемой музыки определяет различные состояния и положения левой руки во время дирижирования.

Фото №9 - Музыкальный ряд

Привлекает внимание музыкантов, долго не участвовавших в исполнении фрагмента.

Фото №10 - Музыкальный ряд

Обозначает паузы и окончание музыкального фрагмента.

Фото №11 - Музыкальный ряд

Решительный характер отображает напряженная кисть левой руки с чёткой амплитудой движения.

Фото №12 - Музыкальный ряд

Мелодичному характеру соответствуют плавные движения кистей.

Фото №13 - Музыкальный ряд

«Клюющие» движения рук указывают на отрывистое звучание каждой ноты.

Фото: Pavel L Photo and Video / Shutterstock.com ( x2), iStock (x29), Alamy / Legion-media, Dr. Nachtigaller, flamurai, Philip.t.day (CC-BY-SA), RZuljani (CC-BY-SA), Quinn Dombrowski (CC-BY-SA), Žiga

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 2, февраль 2016