Марсоход сфотографировал «пончик»: откуда он мог взяться, предположили ученые

Очередной загадочный объект на Красной планете

30 июня 2023
Марсоход сфотографировал «пончик»: откуда он мог взяться, предположили ученые
NASA/JPL-Caltech/LANL/CNES/IRAP via CNN

Ровер Perseverance, путешествующий по поверхности Красной планеты с июля 2020 года, продолжает изучать образцы древних осадочных пород в кратере Езеро в надежде найти следы микробов, а также регулярно посылать на Землю фото и видео окружающей марсианской действительности.

В объективы камер марсохода время от времени попадают странные объекты, и над тем, что это может быть такое, ломают головы и ученые, и простые обыватели. Один из последних примеров — сделанная 23 июня фотография камня с круглым отверстием посередине, уже прозванного «пончиком». Камень, когда его сфотографировала одна из камер Perseverance, лежал на поверхности марсианской почвы примерно в ста метрах от марсохода.

Как сообщает CNN, у специалистов есть несколько разных версий по поводу того, как мог образоваться камень такой формы. Так, Джим Райс из Университета штата Аризона, член команды марсохода, считает, что «пончик», скорее всего, не является метеоритом, то есть не прилетел из космоса, а образовался на Марсе. Дело в том, что камни в этом регионе состоят из сравнительно мягкого осадочного песчаника, которому несколько миллиардов лет, и у многих из них видны выемки на поверхности.

По мнению Райса, эти ямки, а в случае «пончика» — отверстия, могли быть результатом работы воды и ветра, то есть вымывания и выветривания. «Пончик» и другие камни были когда-то принесены в кратер Езеро древней рекой Неретвой, оставившей после себя глубокие каньоны. В центр «пончика» мог быть встроен другой камень, или же в этом месте порода была более мягкой, и благодаря эрозии в камне осталась дыра.

Коллега Райса, планетолог Паскаль Ли, в свою очередь, полагает, что «пончик» вполне может быть метеоритом, учитывая близость к Марсу пояса астероидов и многочисленные следы столкновений с небесными телами на его поверхности. В пользу этой версии может говорить то, что камень с отверстием посередине окружен другими, более мелкими камнями, которые могут быть осколками, образовавшимися при столкновении. Отверстие в этом случае могло образоваться, когда камень преодолевал атмосферу Марса.

Есть также вероятность, что «пончик» сам может быть осколком астероида, далеко отлетевшим при его столкновении с Марсом в другой части планеты, предположил Ли.

Подтвердить или опровергнуть эти версии мог бы анализ «пончика», но команда марсохода решила не отвлекать Perseverance от его текущих задач.

Как жизнь на Марсе погубила сама себя, недавно выяснили астробиологи.