Кукушка и компания: 5 птиц, практикующих гнездовой паразитизм

Бросившую детей мать нередко сравнивают с кукушкой, которая подбрасывает свои яйца в гнезда других птиц. Но так поступают и многие другие пернатые

Гнездовой паразитизм в природе практикуют несколько десятков видов птиц, которые таким способом сбрасывают с себя бремя заботы о потомстве. «Вокруг света» рассказывает о самых примечательных из них.

Кукушка и компания: 5 птиц, практикующих гнездовой паразитизм
Обыкновенная кукушка (Cuculus canorus)
Stephen Young / Alamy via Legion Media

Кукушка и ее хитрости

Обыкновенная кукушка, знакомая, наверное, каждому, тщательно подыскивает чужое гнездо, чтобы оставить в нем свои яйца. Самка снует по лесу и следит за активностью других пернатых. Нередко кукушка, заметив пару завирушек, зарянок или горихвосток, наблюдает за ними, игнорируя их атаки, и старается замереть, чтобы они перестали бояться ее. Затем, улучив момент, кукушка откладывает свое яйцо в их гнездо.

Кукушка и компания: 5 птиц, практикующих гнездовой паразитизм
Яйцо кукушки в чужом гнезде
Vasiliy Vishnevskiy / Alamy via Legion Media

Кукушонок появляется на свет беспомощным и слепым, но стоит ему чуть окрепнуть, он старается выкинуть из гнезда остальные яйца или вылупившихся птенцов. Завидев «родителей», подкидыш широко раскрывает клюв, требуя пищи, а те, повинуясь инстинктам, приносят ему корм — червей, гусениц, жуков.

К пище кукушата неприхотливы, они могут есть даже зерно и ягоды. Долгое время считалось, что рацион взрослых кукушек, который составляют преимущественно мохнатые гусеницы, не подходит для их птенцов. Но наблюдения доказали, что мохнатыми гусеницами питаются многие пернатые. Чтобы этот корм был пригоден и для птенцов, взрослые птицы бьют пойманных гусениц о камни или ветки.

Воловьи птицы

В Америке над стадами крупных домашних или диких травоядных вьются сотни птиц, которые ловко избавляют скот от кровопийц и паразитов. Из-за тесной связи с копытными целую группу этих пернатых называют воловьими птицами. Многие из них активно занимаются гнездовым паразитизмом. К примеру, самки буроголового желтушника подкидывают яйца в гнезда мелких птиц из отряда воробьинообразных.

Кукушка и компания: 5 птиц, практикующих гнездовой паразитизм
Буроголовый желтушник (Molothrus ater)
Helen Sessions / Alamy via Legion Media

В отличие от кукушат, птенцы желтушника не умеют избавляться от соседей, но они очень активны и прожорливы. Они быстро растут и первыми покидают гнездо.

Другой пример гнездового паразитизма демонстрирует крикливый желтушник (Molothurus rubraxillaris), обитающий в Южной Америке. Самки этого вида откладывают яйца в гнездах родичей — бурокрылых желтушников (Molothurus badius). Последние не подбрасывают свои яйца другим птицам, но нередко занимают чужие гнезда. Орнитологи полагают, что это — начальный этап развития гнездового паразитизма у бурокрылых желтушников.

Свои яйца в чужие гнезда подбрасывает и блестящая воловья птица (Molothrus bonariensis). При этом во время брачного периода самки этого вида даже начинают строить собственные гнезда, но в итоге оставляют яйца в чужих.

Вдовушки

Не менее оригинальные гнездовые паразиты встречаются в африканской саванне. Свое название птицы рода вдовушек, вероятно, получили за длинные, похожие на траурные ленты, перья, свисающие у самцов с хвостов. По другой версии, эти перья мешают самцам летать, и потому они часто гибнут, оставляя своих «жен» вдовами. Возможно, малочисленность самцов подтолкнула вдовушек оставлять свое потомство на воспитание птицам из семейства вьюрковых ткачиков.

Кукушка и компания: 5 птиц, практикующих гнездовой паразитизм
Самец широкохвостой райской вдовушки (Vidua orientalis)
Pobpob11, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Яйца вдовушки очень похожи на яйца ткачиков, а птенцы вдовушек внешне напоминают птенцов ткачика и мастерски имитируют их звуки и поведение. Поэтому приемные родители попросту не замечают подвоха.

Медоуказчики

Среди всех гнездовых паразитов медоуказчики могут претендовать на звание одних из самых хитрых. Внешне представители этого семейства невзрачны — в их окраске преобладают серые и коричневые цвета. Живут они в основном в Африке и только пара видов встречается в Азии.

Эти птицы питаются насекомыми, а также любят есть мед и личинок пчел. Чтобы добраться до улья, медоуказчики привлекают внимание медоеда или человека — кричат, суетятся, раскрывают хвост. Медоед, воспользовавшись подсказками пернатого проводника, быстро находит и разоряет улей, а остатки трапезы достаются медоуказчику.

Кукушка и компания: 5 птиц, практикующих гнездовой паразитизм
Большой медоуказчик (Indicator indicator)
Ann and Steve Toon / Alamy

Свои яйца разные виды медоуказчиков подкидывают белоглазкам, славкам, мухоловкам и дятлам. На кончике клюва птенцов медоуказчиков есть крючок, которым они иногда уничтожают яйца приемных родителей. Также есть сведения, что маленькие медоуказчики, как и кукушата, выкидывают из гнезда других птенцов.

Черноголовая утка

Обычно птенцы гнездовых паразитов так или иначе вредят потомству своих воспитателей, но из этого правила есть исключения. Например, птенцы живущей в Северной Америке черноголовой утки, которую порой называют водоплавающей кукушкой, не наносят никакого урона семье приемных родителей.

Кукушка и компания: 5 птиц, практикующих гнездовой паразитизм
Черноголовая утка (Heteronetta atricapilla)
Harold Stiver / Alamy via Legion Media

Вскоре после вылупления они покидают чужое гнездо и начинают вести полностью самостоятельную жизнь. Утята быстро набирают вес, питаясь сочной водной растительностью. Взрослые черноголовые утки не образуют пар, а спариваются с разными партнерами. Затем самки подыскивают гнезда чаек, лебедей, лысух и даже сов и откладывают туда яйца, сразу же забывая о них.

Фото в анонсе: Graham Lenton / Alamy / Legion Media