Не только кукушка: 10 самых ужасных родителей в мире животных

Всем известно выражение «мать-кукушка» — эти птицы оставляют птенцов еще до их рождения. Но в природе есть родители похлеще: кто-то питается за счет детенышей, а кто-то и вовсе съедает свое потомство

То, как некоторые животные ведут себя со своими детьми, может ужаснуть. Главное помнить, что чаще всего причина для такого поведения одна — инстинкт выживания, который проявляется в самых разных формах.

Жук-могильщик

Жук-могильщик (Nicrophorus vespilloides)
Gillian Pullinger / Alamy via Legion Media

Могильщики сами по вызывают отвращение, поскольку питаются падалью. Жуки находят мертвых мышей или птиц, забираются под их трупы и начинают закапывать их под землю. В телах животных могильщики откладывают яйца. Вылупившиеся из них личинки не могут питаться самостоятельно — родители переваривают и дают им пищу.

Здесь и начинается борьба за выживание. Если вовремя не попросить пищу, можно остаться без еды. Слабые личинки в таких условиях быстро погибают. Но зоологи Эдинбургского университета выяснили, что с самыми требовательными детьми, которые выводят донимают жуков требованиями еды, могильщики поступают еще более жестоко — просто съедают их.

Гренландский тюлень

Не только кукушка: 10 самых ужасных родителей в мире животных
Самка и детеныш гренландского тюленя (Pagophilus groenlandicus)
Imagebroker / Alamy

Многие видели фотографии белых детенышей гренландского тюленя с большими черными глазами. Эти милым щенкам в природе приходится проходить через суровое испытание: если у самки тюленя рождается два детеныша, одного из них мать бросает.

Оставшийся детеныш быстро набирает вес благодаря жирному молоку, а мама не отходит от него и защищает. Вот только эта счастливая жизнь продолжается всего 12 дней. Затем мать бросает детеныша прямо на льду. Юные тюлени сами учатся плавать и охотиться на восьмой неделе, а до этого остаются на месте. 20-30% из них умирают, не повзрослев.

Муравей Дракула

Муравей вида Mystrium camillae
April Nobile / © AntWeb.org

Ученых давно интересует жестокость этих муравьев. В исследованиях описывается, что у них самый быстрый укус в животном мире — муравьи убивают жертв ядом, после чего приносят в колонию, чтобы кормить личинок. Уже в теле жертвы самки откладывают яйца. Но самое интересное, что взрослые особи не могут питаться гусеницами и другими насекомыми — им трудно жевать. Здесь на помощь муравьям приходят их собственные дети.

Когда из яиц развиваются личинки, родители протыкают их оболочку жалами и высасывают гемолимфу — жидкость, циркулирующую в сосудах. Многие личинки после этого выживают, но им такой процесс питания не нравится — они стараются отползти от взрослых. Этот метод еще называют «неразрушающим каннибализмом».

Хомяк

Не только кукушка: 10 самых ужасных родителей в мире животных
Обыкновенный хомяк (Cricetus cricetus)
Sonja Jordan / Alamy via Legion Media

Хомяки кажутся безобидными и милыми — многие держали хомяков дома в детстве. Но родители из этих грызунов получаются не самые хорошие. Часто происходит так, что самка, едва выносив и родив потомство, начинает есть собственных детей.

Считается, что матери поедают детенышей, если они слишком молоды и просто не чувствуют материнского инстинкта, призывающего заботиться о малышах. По другой версии, хомяки стремятся избавиться от слабых детенышей и выбирают такой радикальный способ.

Еще есть мнение, что самки хомяков часто оказываются слишком истощены после родов. Им требуются питательные вещества, а сил ухаживать за многочисленными детьми нет. Причиной может стать и стресс. Когда мать переживает, что не может выкормить детей, она предпочитает избавиться от них.

Орел-яйцеед

Орёл-яйцеед (Ictinaetus malayensis)
Fiona Deaton / Alamy via Legion Media

Эти орлы заслужили репутацию плохих родителей не благодаря названию — они любят полакомиться чужими яйцами, а порой уносят птичьи гнезда целиком. Вылупившиеся птенцы тоже входят в рацион этих орлов, и это касается не только чужих птенцов.

Орлица откладывает два яйца, из которых в срок вылупляются птенцы. Вскоре они начинают конфликтовать и драться. Мать не мешает им и только наблюдает. В итоге один птенец убивает второго и съедает его на пару с матерью.

Чубатая поганка

Не только кукушка: 10 самых ужасных родителей в мире животных
Чубатая (капюшонная) поганка (Podiceps gallardoi)

Эта птица обитает в Южной Америке и находится под угрозой вымирания, а ее родительские привычки не способствуют росту популяции. Дело в том, что поганки часто выбирают из потомства «любимчика» и не воспитывают больше, чем одного птенца.

Самка откладывает два яйца, которые затем высиживает вместе с самцом в плавающих гнездах. Как только из одного яйца вылупляется птенец, родители вместе с ним покидают гнездо и уплывают. Второй птенец вылупляется в одиночестве и остается без внимания. Это кажется жестоким, но считается, что поганка специально откладывает больше яиц, чем ей нужно, чтобы увеличить шансы на получение потомства.

Тасманийский дьявол

Не только кукушка: 10 самых ужасных родителей в мире животных
Тасманийский дьявол (Sarcophilus harrisii)
Arterra Picture Library / Alamy via Legion Media

Самый крупный из сумчатых хищников не просто так зовется дьяволом — все благодаря черному окрасу, большим зубам, а еще пронзительным крикам и рычанию, которые зверь издает ночью. Тасманийские дьяволы считаются свирепыми и агрессивными — это неудивительно, ведь их жизнь начинается в борьбе.

После трех недель беременности у самки рождаются несколько десятков детенышей (ученые выяснили, что отцы у них могут быть разные). К сожалению, выживает в итоге не более четырех детенышей. Дело в том, что у самки есть только четыре соска. Детеныши, которым не достается молока, медленно умирают от голода, а в некоторых случаях их съедает мать.

Буроголовый коровий трупиал

Не только кукушка: 10 самых ужасных родителей в мире животных
Буроголовый коровий трупиал (Molothrus ater)
Malcolm Wood / Alamy via Legion Media

Эта певчая и очень красивая птица, обитающая в Северной Америке, берет пример с кукушки, подкидывая яйца в чужие гнезда. Но иногда трупиалы оказываются еще более жестокими.

Исследователям известны случаи, когда «приемные» родители понимали, что яйца не принадлежат им — некоторые уничтожали их, другие строили новые гнезда или избавлялись от птенцов. Трупиалам это очень не нравилось. Например, ученые описали, как трупиал разрушил гнездо лимонного певуна, который не стал выкармливать чужих птенцов.

Леопардовая игуана

Не только кукушка: 10 самых ужасных родителей в мире животных
Леопардовая игуана (Diplolaemus leopardinus)
@cristian_sepulveda_c / Instagram (запрещенная в России экстремистская организация)

Ящерицы в принципе не отличаются стремлением к заботе о своем потомстве. Но существует игуана, которая тратит на детей минимум времени. Леопардовая игуана обитает в чилийских Андах и оберегает свое потомство в течение первых 48 часов. Затем она оставляет детенышей одних, замуровывая их в норе.

Напоследок игуана оставляет потомству собственные экскременты, чтобы детеныши их съели. Так им передаются нужные вещества и кишечные микробы. С этого момента малыши остаются одни и набираются сил, чтобы самостоятельно выбраться на поверхность.

Большая панда

Не только кукушка: 10 самых ужасных родителей в мире животных
Детеныши большой панды (Ailuropoda melanoleuca)
ChinaImages/Sipa USA via Legion Media

В редких случаях у панд рождаются сразу два детеныша, и если это происходит на воле, то мать оставляет одного из детенышей умирать. В зоопарках заботу о детенышах во многом берут на себя люди.

Специалисты объясняют, что животные делают это для выживания. Так как панды рождаются слепыми, голыми и совсем беззащитными, мать вынуждена постоянно держать их рядом и греть теплом своего тела. Растить даже одного такого хрупкого детеныша очень трудно — иногда самка может случайно раздавить его.