Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

«Какая грубость, думала я»: почему официанты в Черногории не ждут хороших отзывов от гостей

Россиянка рассказала, как устроено обслуживание в заведениях общепита на побережье и в глубине страны

16 мая 2024Обсудить
«Какая грубость, думала я»: почему официанты в Черногории не ждут хороших отзывов от гостей
Источник:

Pavel Dudek via Legion Media

Почему в Черногории официанты сразу спрашивают, что вам принести, а потом их не дозовешься? Как отличается уровень сервиса в разных частях побережья? Специалист по психологической поддержке сотрудников Flowwow Ольга Аксенова, прожив больше года в разных городах Черногории, поделилась с Vokrugsveta.ru впечатлениями и лайфхаками. Далее текст от первого лица.

Этикет по-черногорски

Первые месяцы жизни в Черногории меня очень раздражала привычка местных официантов моментально подбегать и спрашивать про мой заказ, когда я только села за столик и не успела даже раскрыть меню. Зато после того как принесли напиток дождаться сотрудника невозможно и приходится кричать ему через весь зал. Какая грубость, думала я.

Затем, понаблюдав за посетителями, я поняла: это не халатность, а часть местного этикета. Едва зайдя в кафе, гости, не глядя в меню, обычно заказывают кофе или прохладительные напитки. Официант все приносит и удаляется, чтобы не мешать. В Черногории не принято тратить много денег в ресторанах: тут в порядке вещей просидеть весь день за одной чашкой чая, занимаясь своими делами. Официанты знают это и стараются не стоять над душой, чтобы вы не думали, что от вас ждут дополнительного заказа.

Также на Балканах четко прослеживается специализация заведений: если это кафана, то в ней принято пить кофе, а еда в меню — просто формальность. Если хотите полноценно пообедать, лучше пойти в ресторан или мясару, где на ваших глазах зажарят выбранный вами стейк или колбаску.

В каждом городе свои правила

В разных областях Черногории сервис заметно отличается. Возможно, отчасти так проявляется влияние истории страны: долгое время одна часть побережья находилась во власти Османской империи, а другая — Римской.

Все побережье Бока-Которского залива старательно демонстрирует свою принадлежность к европейской культуре. Кафе и бары выглядят дорого и сдержанно. Сотрудники говорят преимущественно по-английски, и это неудивительно: основная часть туристов прибывает из Европы. Обязательная часть сервиса — блестящая улыбка официанта, хотя обслуживать вас будут неспешно и как будто немного лениво. Большую роль играет эстетичность сервировки: важно, чтобы каждый гость мог красиво пить кофе на фоне белоснежных яхт и круизных лайнеров.

«Какая грубость, думала я»: почему официанты в Черногории не ждут хороших отзывов от гостей
Источник:

Zoonar via Legion Media

Другая часть побережья — Будва, Бар, Петровац — отличается неформальным подходом: скатерти в клетку, незатейливая посуда, большие порции. Обслуживать вас, скорее всего, будут сыновья или дочери хозяина: здесь процветает семейный бизнес, и от этого обстановка становится еще более домашней и уютной.

В Подгорице и других городах в глубине континента обслуживание быстрое. Может быть, оно не такое душевное, но более профессиональное и очень зависит от поведения гостя: если вы намекаете, что вам нужно внимание, вас поймут и будут обслуживать тщательнее.

Для туристов и для местных

В целом все заведения в Черногории, особенно в туристических городах, можно разделить на две группы: для гостей и для своих. Первые — рестораны и бары при отелях и в шумных туристических кварталах. Вторые могут быть расположены где угодно: в мансардах, подвальчиках, между жилых домов.

В зависимости от контингента персонал ведет себя очень по-разному. Официанты «для туристов» по умолчанию начинают диалог по-английски, они предупредительны, строго соблюдают дистанцию и не нарушают личное пространство гостей. Им приятно, что вы пытаетесь на плохом черногорском объяснить, что вам нужно, но отвечать они будут на английском.

«Какая грубость, думала я»: почему официанты в Черногории не ждут хороших отзывов от гостей
Источник:

Pavel Dudek via Legion Media

В кафе и ресторанах «для своих», наоборот, ждут, что вы заговорите по-черногорски. Если нужно, официанты даже преподадут небольшой урок: повторят слово на черногорском несколько раз, затем переведут на английский, а возможно, и на русский. Мне приходилось видеть, что в одном и том же зале работают два напарника: тот, что постарше, говорит по-русски, более молодой — по-английски, и они отлично дополняют друг друга.

В «местном» заведении обстановка более расслабленная: официант может стоять у стойки и пить кофе вместе с посетителями, мимоходом обратиться к вам на ты. Вряд ли он будет каждую минуту спрашивать, не нужно ли вам что-нибудь еще. Зато еда здесь точно вкуснее, а обстановка (на мой взгляд) — душевнее.

Влияние сезонов

В туристических центрах Черногории официанты, таксисты, бариста умеют работать в двух режимах: зимнем и летнем.

Зимний режим — степенный, расслабленный: посетителей немного, по большей части местные или давние эмигранты. Им вежливо кивают, но не торопятся принять заказ: свои люди, поймут. Летний — суматошный, интенсивный: надо обслужить в три-четыре раза больше людей, чем зимой. Сотрудники ускоряются, но работают будто бы вполсилы. К чему напрягаться: их сегодняшний посетитель через неделю уедет и, возможно, больше не вернется. Положительные отзывы на геосервисах черногорских официантов и барменов не мотивируют, поэтому они не стремятся произвести хорошее впечатление.

«Какая грубость, думала я»: почему официанты в Черногории не ждут хороших отзывов от гостей
Источник:

G.P.Essex via Legion Media

Интересно, что в этот самый момент в Подгорице, Цетине и даже Белграде происходит обратное: студенты уезжают в приморские города на заработки, состоятельные граждане отправляются на побережье, как на дачу. В городах становится малолюдно, уровень сервиса в местных кафе и ресторанах заметно вырастает.

Но отношение ко всем посетителям в нетуристических городах одинаковое, без разделения на «своих» и «заезжих».

Как выбрать ресторан в Черногории

Будьте готовы, что в полдень в любом черногорском городе все кофейни будут набиты битком: обеденный перерыв здесь — святое, сотрудники госучреждений отправляются в ближайшее заведение пить кафу. Вечерами тоже любят сидеть подолгу, чаще всего большой компанией.

Меню черногорских ресторанов не блещет разнообразием: публика не такая искушенная, как, например, в Москве, и в изысках нет необходимости. Местная кухня довольно простая, умеренно острая, более жирная, чем средиземноморская, и на 80% состоит из мяса. Уровень шика нередко измеряется размером порции: чего только стоят плескавицы, рубленые котлеты величиной с тарелку для фрисби или почти целая томленая баранья нога из-под сача (sač — чугунный колпак, под которым запекают мясо, овощи и хлеб на плите. — Прим. ред.).

«Какая грубость, думала я»: почему официанты в Черногории не ждут хороших отзывов от гостей
Источник:

RRphoto via Legion Media

Поскольку кухня везде примерно одинаковая, черногорцы предпочитают выбирать заведение исходя из дружеских пристрастий: идут не туда, где готовят вкуснее и лучше обслуживание, а туда, где работают знакомые. Тем не менее, если вы отдыхаете в черногорском городе и ищете хороший ресторан, можно применить проверенный прием: пройтись по улицам и посмотреть, где обедает больше всего местных жителей.

Истории переезда россиян в разные страны мира ищите на Vokrugsveta.ru по тегу #эмиграция.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения