Как таблетка от боли узнает, что у нас болит? Объясняет биолог

Что происходит в организме, когда мы поранились или обожглись?

2 января 2023
Как таблетка от боли узнает, что у нас болит? Объясняет биолог
Zoonar

Как таблетка от боли узнает, что конкретно у нас болит: зуб, затылок или, например, колено? Никак. Лекарства действуют иначе.

Для начала нужно разобраться, что такое боль с точки зрения физиологии. Болевой рецептор устроен просто — это свободные нервные окончания, объясняет преподаватель биологии в онлайн-школе «Эллипс» Наталья Брик.

По всему нашему организму «раскиданы» рецепторы боли, они есть везде, кроме мозга и внутренней части костей. Рецепторы реагируют на десяток разных веществ, которые появляются из разрушенных клеток.

Наталья Брик

«Чем больше разрушений, тем сильнее боль. Помните, как сильно болит ссадина или ожог? Это потому, что много клеток разрушено».

Есть и специальный фермент — усилитель боли, называется он циклооксигеназа. Он «кидается» на кусочки мембран разрушенных клеток и «настригает» их на простагландины. Вот они и вызывают нестерпимую боль. Они же ответственны за жар во время болезни: вместе с кровью простагландины отправляются в мозг и там действуют на центр температуры, вызывая ее повышение.

Лекарственные средства, которые мы знаем как обезболивающие, блокируют этот фермент. Простагландинов образуется существенно меньше, уровень боли быстро снижается. Общая температура тела тоже падает, если она была повышена.

Таким образом, таблетка от боли действует на весь организм равномерно, усмиряя «ретивость» циклооксигеназы во всех органах, куда проникает с кровотоком.

Ранее Наталья Брик рассказывала, что случится, если человек разогреется выше 43 градусов, и помогает ли теплое молоко при простуде.