Что будет, если тело человека разогреется выше 43 °С? Объясняет эксперт

На обычном градуснике максимальная отметка — 42, а может ли организм быть еще горячее?

20 ноября 2022
Что будет, если тело человека разогреется выше 43 °С? Объясняет эксперт
Kzenon / Alamy

Недавно орнитологи нашли самую горячую птицу в мире. Если не можешь поменять климат, поменяйся сам, рассудили красноклювые ткачи из Африки и приспособились жить при температуре тела 48 °С. Для человека же крайне опасны даже 43 °С, а на привычном градуснике даже нет таких отметок.

Но почему мы очень плохо себя чувствуем при малейшем отклонении от канонических 36,6? Мы спросили об этом биолога.

Температура тела — это важный параметр, поскольку скорость работы наших ферментов (биологических катализаторов всех химических процессов организма) напрямую зависит от температуры, объясняет преподаватель биологии в онлайн-школе «Эллипс» Наталья Брик. Самая высокая эффективность лежит в переделах 38-40 градусов.

— Помните, как медленно двигаются лягушки в прохладную погоду? Это наглядная демонстрация замедления процессов обмена веществ — белки-ферменты потеряли свою активность. При повышении температуры до оптимума белки-ферменты активируются, и лягушка вновь ловко прыгает, — приводит пример Наталья Брик.

Наталья Брик

«Поддержание высокой температуры тела — дорогостоящий процесс. Животные и птицы тратят на это едва ли не 10% суточной энергии».

Нормальная температура для животных и птиц — это диапазон от 35 до 41 °С. При этом внутренние органы в среднем на 1–5 °С горячее, чем кожа.

В основном тепло образуется в результате химических реакций в двух местах: в скелетных мышцах — 40% всего объема, в печени — 30%. Последняя, кстати, получила название именно из-за температуры: слово печень происходит от глагола печь.

У человека ненормальной считается температура выше 37 °С. Как правило, она поднимается при инфекционных и аутоиммунных заболеваниях, воспалительных и гнойных очагах, гормональной разбалансировке, при некоторых видах рака.

Температура тела выше 40 °С опасна, поскольку происходит разрушение белков-ферментов, возникает нехватка кислорода, сбивается температурный датчик-регулятор в мозге, отключается сознание. Летальным считается показатель 43 °С.

— Известны редкие случаи удачливых людей, которые смогли пережить и более высокую температуру, например, при солнечном ударе. Но для большинства людей 40 °С на градуснике — это уже очень опасно, — заключает Наталья Брик.