Инфузория научилась увеличиваться в 30 раз: зачем одноклеточному такие «упражнения»?

Биоинженеры сравнили ее с оригами

10 июня 2024Обсудить

Prakash Lab / news.stanford.edu; обработка Vokrugsveta.ru

Исследователи из Стэнфордского университета (США) обнаружили у хищной инфузории (одноклеточного организма, тело которого покрыто ресничками) Lacrymaria olor уникальную способность — практически мгновенно из круглого тела простейшего вытягивается длинная, тонкая «шея», на конце которой находится «рот», и столь же мгновенно втягивается назад. Весь процесс занимает менее 30 секунд, и нужен инфузории для того, чтобы дотянуться до добычи.

Если учесть, что длина тела одноклеточного составляет всего 40 микрон (0,04 миллиметра), а его «шея» вытягивается до полутора миллиметров и даже более, это как если бы человек ростом 180 сантиметров внезапно растянулся вверх до высоты 20-этажного дома.

science.org

Ученым, статья которых опубликована в журнале Science, также удалось разобраться, за счет какого именно механизма Lacrymaria olor осуществляет такой бросок, который является примером невероятно сложного поведения для существа, не обладающего нервной системой.

И этот механизм, ранее не встречавшийся ни у одного живого существа на нашей планете, оказался настолько удивительным, что Lacrymaria olor даже удостоилась чести быть размещенной на обложке свежего номера журнала Science.

Почему инфузория так себя ведет

Оказалось, что все дело в геометрии — поведение инфузории закодировано в структуре ее цитоскелета (клеточного каркаса), который может складываться и раскладываться, как оригами, совершенно так же, как человеческое поведение закодировано в нейронных сетях.

<p>Ману Пракаш</p>

«Это первый известный пример клеточного оригами, и мы думаем назвать его лакригами».

Лакригами устроено так: в гибкую, прозрачную внешнюю мембрану единственной клетки, из которой состоит Lacrymaria olor, встроены «ленты» из тонких спиралевидных микротрубочек. Эти микротрубочки могут расправляться и сжиматься, как меха у гармошки, в результате чего тонкая мембрана укладывается внутри клетки сложными трехмерными складками.

Такой способ укладки ткани клеточной мембраны позволяет ей мгновенно распрямляться и возвращаться в исходное положение. За свою жизнь Lacrymaria olor проделывает этот маневр примерно 50 тысяч раз, и без единой осечки — то, что все сложится и разложится правильно, заложено в самой геометрии мембраны.

Ранее другие ученые сравнили с оригами нашу ДНК, пытаясь объяснить, как мы стали умнее обезьян миллион лет назад.