Ни деревца на сотни километров: как одна из самых засушливых пустынь разлучила родственные виды

Геологи нашли ответ на вопрос, над которым бились десятилетиями

19 апреля 2023
Rob Walls / Alamy

На юге Австралии находится крупная равнина Налларбор. Само ее название переводится как «ни одного дерева», и она в действительности выглядит так. Плоская, пустынная местность, деревья на которой встречаются крайне редко. Но геологи уверены, что раньше она выглядела совершенно иначе. Когда именно на ней была пышная растительность, выяснили ученые из Университета Кертина.

На страницах журнала Geophysical Research Letters исследователи рассказали о новом подходе, проливающем свет на то, как древнее изменение климата превратило Налларбор в один из самых засушливых регионов Земли. Чтобы выяснить это, они проанализировали отложения в грунте, богатые железом. Поскольку для их формирования нужна вода, геологи решили датировать время отложения каждого слоя. Это позволило понять, когда огромная австралийская пустыня обрела современный вид.

Геологам удалось выяснить, что Налларбор резко перешел к засушливым условиям из-за смены влажных условий позднего плиоцена на засушливые условия раннего плейстоцена. А случилось это между 2,4 и 2,7 миллионами лет назад.

Rob Walls / Alamy

По мнению авторов исследования, их открытие позволит объяснить, как критические климатические изменения повлияли на биоразнообразие в этом регионе. Сейчас ученым известно, что высыхание внутренних районов Австралии отделило родственные виды птиц, насекомых и растений. У них есть общие предки, но из-за тотальной засухи эти «родственники» теперь живут за тысячи километров друг от друга, разделенные экологическими барьерами, созданными в результате древних изменений климата.

Недостаток влаги и бедность растительного покрова сделали пустыни и полупустыни не самым привлекательным местом обитания, но все же они не так безжизненны, как может показаться на первый взгляд. Здесь сформировался особый мир фауны, который сумел приспособиться к неприветливой окружающей среде. И науке известны секреты обитателей пустыни, о которых вы могли даже не слышать.