Это случится на глазах наших детей: почему Земля потеряет 27% видов уже к 2100 году?

Шестое массовое вымирание уже идет полным ходом

21 декабря 2022
Ирбис, он же снежный барс — краснокнижный хищник, обитающий в Азии, в том числе в России, на юге Сибири.
mauritius images GmbH / Alamy

Исследователи из Европейской комиссии и Университета Флиндерса (Австралия) создали виртуальную модель Земли, чтобы рассчитать вымирание из-за изменений климата. Результаты указывают на то, что мы уже вступили в период шестого массового вымирания: к 2050 году это грозит планете потерей 10% биоразнообразия, а к 2100-му — 27%.

Основная причина — деятельность человека, но на этот раз в моделировании впервые учитывалась цепная реакция, когда исчезновением одних видов повлечет за собой гибель других.

Самое масштабное Великое вымирание 250 миллионов лет назад уничтожило более 90% видов. Все пять катастроф были спровоцированы либо внешними факторами (столкновения с небесными телами, которые вызывали вулканическую активность и другие последствия), либо внутренними (например, излияния вулканического базальта в атмосферу вызывали изменения климата).

На этот раз в центре внимания деятельность человека: чрезмерная эксплуатация ресурсов; сбор урожая; изменение принципов землепользования; загрязнения, ведущие к изменению климата; «биологическое вторжение».

Атлантический морж обитает в северных морях России, вид занесен в Красную книгу, этих животных осталось не более 20 тысяч.
robertharding / Alamy

Международный союз охраны природы называет цифру в 42 100 видов — именно столько сегодня находятся в «красном списке», то есть под угрозой исчезновения.

Кори Брэдшоу

«Дети, родившиеся сегодня и дожившие до 70 лет, станут свидетелями исчезновения тысяч видов растений и животных, от крошечных орхидей и мельчайших насекомых до „культовых“ животных, таких, как слон и коала».

По словам авторов, предыдущие оценки нового вымирания были ошибочными, так как учитывали только первичные факторы, как изменения климата, вырубку лесов и тому подобные. В новой работе впервые было учтено «совместное вымирание»: одни виды исчезают от основных причин, а следом погибают другие виды, которые зависели от вымерших. Ученые утверждают, что сегодня именно совместное вымирание уносит бо́льшую часть биоразнообразия.

С помощью суперкомпьютера авторы создали виртуальный мир с более чем 15 тысячами пищевых цепочек, чтобы обозначить взаимосвязь видов по принципу «кто кого ест». Когда добыча погибает, хищникам становится нечем питаться; когда паразит теряет хозяина или цветущее растение остается без опылителей, у них остается выбор: адаптироваться или вымереть.

Авторы пояснили, что они «населили Землю с нуля», а затем добавили данные о последующих судьбах тысяч видов, которые нам уже известны, изменениях климата и землепользования — так компьютер учился определять вероятность переломных моментов и адаптации видов. В итоге инструмент, по словам разработчиков, способен предсказывать вымирания, учитывая все факторы и сценарии.

При наихудшем сценарии потери оказались гораздо выше, чем считалось ранее — к концу столетия вымирание может затронуть более четверти всех существующих видов. Следующие десятилетия будут решающими, чтобы принять меры и сберечь 27% самых уязвимых.