На наших глазах сменилась геологическая эпоха. Почему мы уже 70 лет живем в антропоцене?

Ученые всего мира солидарны: планета изменилась слишком сильно, чтобы этого не замечать

18 декабря 2022
Станция США «Палмер» на Антарктическом полуострове. Таяние ледников Антарктиды — одна из самых ярких примет антропоцена.
robertharding / Alamy

Геологическую историю Земли принято делить на эры, периоды и эпохи — временные интервалы в сотни тысяч и миллионы лет. Условные границы смены этих интервалов проходят по важнейшим событиям, влиявшим на эволюцию жизни на планете. Считается, что последние 12 тысяч лет продолжается геологическая эпоха голоцена, на который приходится возникновение и развитие человеческой цивилизации.

Однако в конце предыдущего столетия у ученых появились предположения, что примерно с 1950-х годов Земля вступила в новую эпоху, антропоцен (от греческого antropos — человек).

C середины XX века человечество настолько активно воздействует на экосистему планеты, что это приводит к необратимым изменениям: вымирают целые биологические виды; меняется климат; изменяется химический состав атмосферы, воды, почвы; в природе накапливаются искусственно созданные материалы, такие, как пластик.

В настоящее время идет процесс официального принятия термина антропоцен как равноправной части геохронологической шкалы. Для этого нужно найти на планете участки, которые максимально наглядно демонстрируют, как изменилась окружающая среда из-за деятельности человека.

На рассмотрении Международной комиссии по стратиграфии находятся девять таких мест, из которых затем будет выбрано одно, наиболее характерное.

В печальный «шорт-лист» вошли 9 территорий:

• залив Беппу, остров Кюсю (Япония);

• озеро Кроуфорд, провинция Онтарио (Канада);

• риф Флиндерс, Коралловое море (Австралия);

• остров Готланд, Балтийское море (Швеция);

• ледник Палмер, Антарктида;

• озеро Сирсвилл, Калифорния (США);

• одно из озер провинции Цзилинь (КНР);

• торфяное болото Снежка, Судетские горы (Польша);

• морской заповедник West Flower Garden Bank, Мексиканский залив (США).

Ранее биологи рассказали, как изменит Землю шестое массовое вымирание в истории планеты, которое, кстати, уже идет полным ходом.