«Это как еще 10 км после марафона»: почему хищные птицы удлинили свои маршруты по востоку Европы?

Орнитологи исследовали пути миграции птиц до и после 2022 года

21 мая 20243

AGAMI Photo Agency via Legion Media

Большие подорлики — крупные хищные птицы семейства ястребиных — внесены в красный список Международного союза охраны природы как вид, находящийся под угрозой исчезновения. Подорлики были практически истреблены на территории западной и центральной Европы, но последние места гнездования этих птиц сохранились в белорусском Полесье. На зиму подорлики улетают в Грецию и Восточную Африку, а весной возвращаются в Полесье, пролетая над территорией Румынии, Молдовы и Украины. Путь обычно занимает одну-две недели, с тремя промежуточными стоянками. Однако международная обстановка внесла в миграционные маршруты птиц свои коррективы.

Орнитологи из Университета Восточной Англии, статья которых опубликована в журнале Current Biology, с помощью GPS-трекинга проанализировали пути миграции 19 больших подорликов в марте-апреле 2022 года и сравнили результаты с данными за 2018–2021 годы.

Выяснилось, что подорликам пришлось делать большой крюк, чтобы избежать районов активных боевых действий. В среднем они пролетели дополнительные 85 километров, причем у одной особи маршрут миграции удлинился на целых 250 километров. В среднем путешествие к местам гнездования продлилось на 55 часов дольше.

Мало того, если до конфликта 90% птиц останавливалось на промежуточных стоянках, чтобы отдохнуть и поесть, то после начала боевых действий так поступили лишь 32% подорликов. Время отдыха тоже сократилось, а некоторые места стоянок птицы полностью проигнорировали.

Теперь подорлики тратят гораздо больше энергии на то, чтобы добраться до мест размножения. «Это как если бы вы бежали марафон без перерывов, а в конце вам сказали, что нужно пробежать еще километров 10-12», — пояснил в комментарии для прессы один из авторов исследования Чарлз Рассел.

Такая ситуация потенциально угрожает численности исчезающего вида, предупреждают ученые. Кроме собственно риска быть уничтоженными во время боевых действий, из-за более долгой дороги птицам требуется больше времени на восстановление сил. А это, в свою очередь, снижает шансы на выживание молодняка, так как период вылупления потомства из яиц сдвигается по времени, и привычная добыча подорликов может стать уже менее доступной.

Сколько километров в день пролетают стрижи во время миграций, мы рассказывали в этом материале.