Если звезды исчезают: почему через 18 лет мы увидим втрое меньше созвездий?

Спутники лгут, а человеческий глаз не обманешь

23 января 2023
Если звезды исчезают: почему через 18 лет мы увидим втрое меньше созвездий?
Imaginechina-Tuchong

Международная команда Центра исследований наземной, ночной оптической и инфракрасной астрономии NOIRLab показала, как звезды исчезают с небосвода на наших глазах. Как оказалось, это происходит с гораздо большей скоростью, чем показывали космические спутники. Ночного звездного неба нас лишает световое загрязнение.

Программа «Глобус ночью» собирала данные о звездной видимости невооруженным глазом с 2006 года. Через одноименное веб-приложение с телефона или компьютера любой присоединившийся мог отправить свои наблюдения. Участникам предоставляли несколько возможных вариантов их «персонального» звездного неба: требовалось отметить, какие из них соответствуют реальности. В расчет не брали наблюдения, которым помешала облачность и лунный свет.

Для исследования, опубликованного в журнале Science, ученые получили и проанализировали более 50 тысяч откликов с 2011 по 2022 год. Это позволило сделать вывод о глобальном и быстром снижении видимости звезд.

Кристофер Киба

«При таких темпах изменений ребенок, родившийся в месте, где было видно 250 звезд, к тому времени, когда ему исполнится 18 лет, сможет видеть только около 100».

Самые высокие темпы светового загрязнения наблюдаются в развивающихся странах, где быстрее всего растет распространение искусственного освещения в наше время.

Исследование также показало необходимость оценки светового загрязнения другими методами, помимо спутников. Аппаратура из космоса, отмечают эксперты, ограничена в видении этого явления по нескольким причинам: не везде они контролируют Землю, не могут обнаруживать длины волн короче 500 нанометров, а человеческий глаз более чувствителен к коротким длинам волн в ночное время.

Также спутники плохо измеряют свет, излучаемый горизонтально — от окон, вывесок и так далее, а он вносит большой вклад в видимость неба с поверхности планеты.

Поэтому данные исследования и спутников так сильно расходятся: по новым оценкам, яркость неба увеличивается на 9,6% в год, а не на 2%, как считалось ранее. При этом, отмечают авторы, световое загрязнение сказывается не только на астрономических наблюдениях и красоте неба, но и на биологических ритмах и здоровье живых существ, нарушая циклический переход от солнечного света к звездному.