«Хаотичная смерть системы»: посмотрите, как появилась одна из самых близких к Земле туманностей

Астрономы поняли, почему Южное кольцо имеет такую необычную форму

10 декабря 2022
Evgeniy Baranov / Alamy

Когда астрономы впервые взглянули на первые детальные изображения планетарной туманности Южное кольцо, полученные телескопом «Джеймс Уэбб», они поняли, что им пора пересмотреть все, что они прежде знали об этом удивительном космическом объекте. Выяснилось, что в образовании невероятно красивой кольцеобразной туманности принимали участие не одна, а пять звезд, сообщает Рочестерский технологический институт.

Туманность Южное кольцо, известная как NGC 3132, расположена в созвездии Парус и считается одной из самых близких к Земле — расстояние до нее составляет около двух тысяч световых лет. Как и другие планетарные туманности, Южное кольцо образовалось в результате схлопывания огромной звезды, красного гиганта.

Space Telescope Science Institute Office of Public Outreach/http://stsci.edu

Достигнув определенной стадии развития, красный гигант сбрасывает внешние слои окружающего его газа и пыли, из которых потом образуется светящееся облако, то есть туманность, и превращается в маленького и горячего белого карлика. В случае Южного кольца это событие произошло около 2500 лет тому назад.

Благодаря телескопу «Хаббл» астрономам было известно, что у Южного кольца «два глаза», один открыт, а другой «прищурен». Дело в том, что рядом с тусклым «белым карликом» находится гораздо более крупная, яркая, молодая и активная звезда-компаньон, которая в перспективе должна образовать собственную туманность.

Появление туманности по шагам. 1) Звезды под цифрами 2 и 5 вращаются вокруг звезды 1. 2) Звезда 1 вблизи, появляются звезды 3 и 4. 3) Звезда 1 стареет и расширяется. 4) Свет и звездный ветер вырезают полость в виде пузыря вокруг звезды 1, окруженной звездной пылью. 5) Звезда 5 взаимодействует с выброшенным газом и пылью, создавая систему больших колец, видимых во внешней туманности. 6) Нынешнее состояние системы.
NASA, ESA, CSA, E. Wheatley (STScI)

Однако изучение снимков, полученных «Джеймсом Уэббом», позволило ученым предположить существование еще трех невидимых звезд, которые повлияли на необычную форму Южного кольца. В итоге астрономам удалось реконструировать картину «хаотичной смерти звездной системы», как они назвали свою статью, опубликованную в журнале Nature Astronomy.

Исследователи полагают, что в процессе сбрасывания своей газовой оболочки изначальный «красный гигант» взаимодействовал со звездами-компаньонами, которые воздействовали на него своей гравитацией. В результате облака газа и пыли оказались хаотично разбросаны по межзвездному пространству.

Следы этого «беспорядка» можно заметить до сих пор. Спиралевидные потоки, концентрические структуры, пылевые «волокна», разбегающиеся во все стороны, как рябь поверхности пруда, — все это «дело рук» пяти звезд, принявших участие в образовании Южного кольца.